13:1−18 Лот отделился от Аврама и поэтому был отчужден от благословения. Оставив своего благословенного Богом родственника и не увидев опасности пребывания в греховном Содоме, он «вообразил, что живет в раю, на самом же деле он находился почти в самом центре ада» (Кальвин. Комментарий на Быт 13:10). Аврам, отказавшись от своих прав, верою унаследовал «всю землю» и «потомство как песок» (33:11; 44:33).
13:1 Лот. Лот упомянут здесь только потому, что с ним связаны дальнейшие события.
13:4 жертвенника. См. 12:7 и ком.
13:6 непоместительна была земля для них. Парадоксально то, что эту проблему породил не голод, а Божие благословение.
13:8−17 Здесь сравниваются и противопоставляются Лот и Аврам: обоим была предложена вся эта земля (ст. 9:15−17), но оглядевшись вокруг (ст. 10,14), каждый из них пошел в свой удел (ст. 11−12,18); Лот, сделавший свой выбор в соответствии с внешними обстоятельствами (27:18−27), сам дважды едва не погиб (14:12,16; 19:1−29), в то время как Аврам обогатился навечно.
13:9 отделись же от меня. Иногда в интересах мира братья должны разделиться (Деян 15:39; 1Кор 7:12−15).
если ты налево, то я направо. Т.е., иными словами, «нам не по пути». Вера в Божие всемогущество сделала Аврама великодушным. Его великодушие является прообразом великодушия Израиля по отношению к Моаву и Амману, потомкам Лота (Втор 2:8−19). Бог приветствует великодушие и миротворчество (Лев 19:18; Пс 132; Мф 5:43−48; Иак 3:17−18).
13:10 окрестность Иорданскую. Это граница земли обетованной или, возможно, местность, непосредственно примыкавшая к ней (10:19; Чис 34:2−12); она противопоставляется Ханаану в ст. 12.
как сад Господень. Т.е. как рай (2:8). Причины человеческих бед кроются не в окружающей обстановке, а в глубокой порочности самого человека. Несмотря на пребывание человека в идеальных условиях, грех начал свое существование именно там.
13:12 раскинул шатры до Содома. Это завязка тех событий, кульминацией которых будет спешное бегство из Содома, но уже без богатства и без имущества.
13:13 были злы. Т.е. Лоту было известно, каковы жители Содома. «Злы» значит не жестокие, но, скорее, «приверженцы зла».
весьма грешны пред Господом. Эти слова дополняют и проясняют смысл слова «злы».
13:15 землю... потомству... навеки. Земля была дарована Авраму, но фактически он ею не обладал. Это было обетование на будущее, которое в настоящем воспринимается только верой.
13:16 как песок земной. Обетование о потомстве осуществляется в ветхом Израиле (Чис 23:10; 3Цар 4:20; 2Пар 1:9) и обретает окончательное завершение в новом Израиле, состоящем из иудеев и язычников (Рим 4:16−18; Гал 3:29; Откр 7:9). Это обетование, относящееся к детям завета, не следует путать с тем, которое относится к находящимся вне завета благодати (16:10).
13:17 встань, пройди. Авраму предлагалось владеть землей. С одной стороны, это владение было символическим, но, с другой стороны, он владел этой землей на законных основаниях.
13:18 Мамре. Имя аморреянина из Хеврона, брата Анера и Эшкола, друга Аврама (14:13,24). По имени этого аморреянина называлась и дубрава; она находилась близ Хеврона, где поселился Аврам и где также жили Исаак и Иаков (18:1; 35:27).
в Хевроне. Иосиф Флавий говорит о нем как о самом древнем городе в мире древнее, чем Мемфис в Египте.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 13 глава