20:2 она сестра моя. В ст. 11 и в 12:11−13 объясняется, почему Авраам называет Сарру своей сестрой.
Авимелех. Такое имя носил правитель Тира, о чем упоминается в клинописях Тель-эль-Амарны.
20:3 во сне. Сны были одной из форм откровения. См. ком. к 15:1.
20:4 неужели Ты погубишь и невинный народ? См. 18:23. Ответ дается в ст. 6.
20:5 в простоте сердца. В отсутствие закона Бог судит людей в соответствии с тем, повинуются ли они голосу своей совести (3:8; 6:9; Рим 2:14−15).
20:6 Я знаю. Бог оправдывает царя.
20:7 пророк. Это слово используется в Библии впервые. Авраам был Божиим человеком; он получал откровения от Господа и ходатайствовал перед Ним за других(12:7; 15:1; 18:18).
20:8 встал Авимелех утром рано. Еще один пример незамедлительного послушания Господу.
20:11−13 Пытаясь как-то уменьшить свою вину, Авраам тем самым признает ее и полностью оправдывает Авимелеха.
20:11 страха Божия. Авраам имеет в виду нравственные нормы, известные людям благодаря голосу их совести и принятые ими из страха перед Божиим наказанием. Именно человеческая совесть свидетельствует язычникам о существовании особого Божиего откровения (Втор 4:6; Мих 4:2; 2Кор 4:2).
20:12 сестра мне. См. 11:29; 12:11−12.
20:16 я дал брату твоему. Обычаи общества требовали, чтобы Сарра получила подарок через главу своей семьи.
я дал брату твоему тысячу сиклей... это тебе покрывало для очей. Образное выражение, означающее: «Я дал брату твоему тысячу серебром, пусть это в твоих глазах будет компенсацией за причиненный моральный ущерб», т.е. «закрой глаза на мою вину и прости».
20:17 помолился Авраам. В роли посредника между Богом и язычниками Авраам является прообразом Иисуса Христа (Ис 53:12; Рим 8:34).
20:18 заключил. Авраам и Сарра получили веское доказательство того, что именно Господь дарует способность к зачатию (16:2; 20:1−2 и ком.).
комментарии Женевской Библии на Бытие, 20 глава