19:5 ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих. Горе и отчаяние Давида было бы понятно, если бы он был простым человеком, потерявшим сына, а не царем, одержавшим победу над мятежником. Поэтому Иоав прямо указывает Давиду на то, что его реакция на гибель Авессалома деморализует тех, кто спас ему жизнь и сохранил за ним престол.
19:7 не останется у тебя ни одного человека. Иоав прибегает к сильным средствам, желая заставить Давида взять себя в руки и в настроении, соответствующем победе, предстать перед войском.
19:8 И встал царь и сел у ворот. Вняв словам Иоава, Давид приходит к воротам Маханаима (см. ком. к 18:4), т.е. на то самое место, где он отдал нарушенный Иоавом (18:14) приказ сохранить жизнь Авессалому (18:5). Повествование о гибели Авессалома, таким образом, окаймляется двумя сценами у ворот, позволяющими сопоставить волю Давида в отношении Авессалома и волю о нем Господа.
19:13 Амессаю. См. ком. к 17:25.
будешь военачальником при мне, вместо Иоава. Назначив Амессаю на место Иоава, Давид явил пример политической мудрости и в то же время удивительной снисходительности к человеку, который заслуживал казни как изменник.
19:15 Галгал. См. ком. к 1Цар 7:16; 1Цар 13:4.
19:16 Семей, сын Геры. См. 16:5−14 и ком. к 16:5,8,11−12.
Бахурима. См. ком. к 3:16.
19:20 дома Иосифова. Строго говоря, «дом Иосифа» включал в себя потомков двух его сыновей — Ефрема и Манассии (Быт 48:5,20; Нав 17:17). Это выражение, однако, часто используется для обозначения совокупности племен, населявших север Израиля (Нав 18:5; 3Цар 11:28; Ам 5:6; Зах 10:6). В данном же случае к «дому Иосифа» причислено и колено Вениаминово, из которого происходил Семей.
19:21 злословил помазанника Господня. См. ком. к 1Цар 2:10.
19:22 Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Сходные слова почти в такой же ситуации в свое время произнес Саул (1Цар 11:13). Давид не желает мстить тем, против кого пытались направить его гнев его советники.
19:23 ты не умрешь. Давид не изменяет данному им слову, однако на смертном одре он не преминет напомнить Соломону о злословии Семея (3Цар 2:8−9).
19:24 Мемфивосфей. См. ком. к 4:4.
не омывал ног своих. Очевидно, дав обет Господу и прося Его даровать победу и с миром возвратить его в Иерусалим. См. также ст. 30.
19:26 слуга мой обманул меня. См. 16:3.
19:27 Ангел Божий. См. ком. к 14:17.
19:29 разделили между собою поля. Не желая вызывать Сиву для наказания за клевету или же не считая доводы Мемфивосфея достаточно убедительными, Давид останавливается на компромиссном решении.
19:35 различу ли хорошее от худого? Верзеллий имеет в виду, что в своем преклонном возрасте он уже не может наслаждаться радостями жизни.
19:37 Кимгам. Исходя из слов Давида в 3Цар 2:7, можно заключить, что Кимгам был сыном Верзеллия. Кроме упоминаний в данной главе, с Кимгамом можно связать лишь Иер 41:17, где говорится о неком «селении Химам, близ Вифлеема», которое, предположительно, являлось частью награды Кимгаму за его верную службу Давиду.
19:43 десять частей у царя. Северных колен, объединившихся затем в северное царство, было десять, в то время как южных только два: Иуда и Симеон. Есть некая ирония в том, что, претендуя сейчас на «десять частей у царя», буквально в следующем стихе северяне отрекутся от обладания хотя бы одной.
слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян. Вражда между северными и южными коленами Израиля, столь очевидно выразившаяся в данном эпизоде, вскоре выльется в мятеж Савея (гл. 20), а в конечном итоге приведет к разделению царства (3Цар, гл. 12). См. ком. к 1Цар 11:8.
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Царств, 19 глава