Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


3-я Царств | 8 глава

Новой Женевской Библии


8:1−66 Молитва Соломона и освящение храма.

8:1 чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона. Сионом, или городом Давидовым называлась юго-восточная часть Иерусалима. Давид в свое время перенес туда ковчег из дома Авведдара (Овед-Едома). См. 2Цар 6:1−19.

8:2 праздник. Соломон, очевидно, ожидал одиннадцать месяцев (6:38), дабы приурочить посвящение храма к новогоднему празднику Кущей, справляемому в седьмом месяце (Лев 23:34; Втор 16:13−15).

в месяце Афаниме. Афаним — то же, что месяц Тисри, соответствующий сентябрю-октябрю.

8:4 скинию собрания. Скиния со всеми принадлежностями была перенесена, по всей видимости, из Гаваона (3:4) священниками и левитами.

8:6 под крылья херувима. См. ком. к 6:23.

8:8 шесты. На этих шестах переносили ковчег.

до сего дня. См. Введение: Автор.

8:9 кроме двух каменных скрижалей. Т.е. кроме двух таблиц с текстом завета, заключенного Богом со Своим народом на горе Синай (ст. 21; Исх 25:16,21; Исх 40:20).

8:10 облако наполнило дом Господень. После исхода из Египта Господь вел Свой народ через пустыню, идя перед ним днем в столпе облачном, а ночью — в столпе огненном (Исх 13:21; Исх 14:24; Исх 16:10; Исх 33:10; Лев 16:2; Втор 4:11; Втор 5:22; Пс 17:11−12). На горе Синай Господь явился Моисею сокрытым в облаке (Исх 19:9; Исх 24:15−18). По завершении сооружения скинии Господь выказал одобрение сделанному, покрыв ее облаком Своей славы. Теперь Господь сходным образом явил Свое одобрение постройке святилища.

8:12 благоволит обитать во мгле. Т.е. не может быть увиденным. Никто не может увидеть Господа и остаться живым.

8:13 место, чтобы пребывать Тебе во веки. Храм, как угодное Богу место для совершения молитвы и жертвоприношений, воплощал присутствие Господа среди Его народа (Ис 8:18; Ам 1:2; Пс 75:3; Пс 131:13−14).

8:15 сказал Своими устами Давиду, отцу моему. См. 2Цар 7:1−16.

8:23 нет подобного Тебе Бога. См. Исх 15:11; Втор 4:39; Пс 85:8; Мк 12:29; Еф 4:6; Откр 19:6). Верность Господа завету непреходяща (3:6; 8:16; Втор 7:9,12; Пс 51:10; Евр 13:8), могущество же Его простирается не только над народом Израиля (ст. 41−43).

8:25 если только сыновья твои будут держаться пути своего. Соломон повторяет условие, при соблюдении которого исполнится обетование Господа Давиду о том, что род его вовеки будет царствовать над Израилем (2:2−4; 6:11−13; 9:9; 11:11−13).

8:27 Небо и небо небес не вмещают Тебя. Не только храм, но и земля, и небо не могут вместить в себя Бога вселенной.

8:29 Мое имя будет там. Поскольку Господь обещал, что Он особенным образом будет присутствовать в иерусалимском храме, Соломон молит Бога услышать молитву, звучащую в храме. Относительно имени Божиего см. ком. к 5:5.

8:31 Когда кто согрешит против ближнего своего. В спорных случаях при недостаточности улик от обвиняемого могли потребовать клятву в невиновности у жертвенника в святилище (Исх 22:7−12; Чис 5:11−31). Соломон просит, чтобы Господь Своим непосредственным вмешательством всегда «обвинял виновного» и «оправдывал правого» (ст. 32).

8:34 возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Соломон просит Господа о милости к тем, кто, не по своей воле оказавшись на чужбине, молит Его о прощении и возвращении на родину. См. ком. к ст. 46.

8:35 Когда заключится небо. Бог правит судьбой народа, Он властвует и над силами природы. Засуха, как и война (Втор 28:25), — одно из возможных наказаний за нарушение израильским народом своих заветных обязательств (17:1; Втор 28:22−24; Ам 4:7−8).

8:37 голод... болезнь. Соломон упоминает и другие беды, которые могут постичь народ в наказание за беззаконие: голод (Лев 26:26), моровая язва (Втор 28:21−22), саранча (Втор 28:38,42), нашествие неприятеля (Втор 28:49−52), прочие бедствия (Втор 28:61; Втор 31:29; Втор 32:23−25) и болезни (Втор 28:22).

8:39 соделай и воздай каждому по путям его. Соломон просит Господа по справедливости судить сынов Своего народа.

8:41 Если и иноплеменник. Поскольку слава Божия простирается далеко за пределы Израиля, в Иерусалим почтить Господа могут придти и чужестранцы.

8:43 чтобы все народы земли знали имя Твое. Соломон желает, чтобы все народы, подобно Израилю, знали истинного Бога (ср. Ис 56:6−8; Зах 8:20−23; Мф 28:19).

8:46 пленившие их отведут их в неприятельскую землю. Жизнь на чужбине, или в рассеянии — одно из самых тяжких проклятий, которое в завете, данном на горе Синай, Господь определил Своему народу за непослушание (Лев 26:33−45; Втор 28:64−68; Втор 30:1−5; см. ком. к ст. 34).

8:50 прости народу Твоему. И в отношении находящихся за пределами Израиля представителей избранного народа обетования Господа сохраняют свою силу (Неем 1:11; Пс 105:46). Соломон просит Господа простить кающихся пленников и «возбудить» в пленивших сострадание к ним.

8:53 ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли. Поскольку Господь особо выделил Израиль и вывел его из египетского плена, чтобы он стал Его особым наследием (Исх 19:3−6; Втор 4:20; Втор 9:26; Втор 25:19), Соломон молит Господа не забыть об этом, если Израиль снова окажется в плену.

8:55 И стоя благословил все собрание Израильтян. В ст. 23−53 Соломон у жертвенника молился Господу от лица всего собрания. Теперь, обернувшись лицом к собравшимся, Соломон благословляет их от имени Господа и просит Его внять молитве (ст. 56−61).

8:56 Господь, Который дал покой народу Своему Израилю. После бурного периода скитаний по пустыне и войн Израиль ожидало исполнение «всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея» (Исх 33:14; Втор 12:10). Израиль, наконец, вкусил покой в земле обетованной (см. ком. к 5:4).

8:60 Господь есть Бог и нет кроме Его. Первая заповедь (Втор 4:35; 5:6).

8:63 двадцать две тысячи крупного скота. Ср. Езд 6:16−18.

8:64 всесожжения. См. ком. к 3:4.

хлебное приношение. Хлебное приношение или приношение муки часто сопровождало принесение в жертву скота (Лев 2; Лев 7:11−14; Лев 9:4; Лев 14:20; Чис 15:1−10) и являлось выражением благодарности Богу и прославлением Его.

тук мирных жертв. См. Лев 3.

медный жертвенник. Он помещался напротив входа в храм (ст. 22:54).

8:65 И сделал Соломон в это время праздник. См. ком. к 8:2.

от входа в Емаф. Емаф находился у северной границы контролируемой Израилем территории, приблизительно в шестидесяти пяти километрах к северу от Кадеса, на реке Оронт (Нав 13:5; 4Цар 14:25).

до реки Египетской. По всей видимости, река Води Аль-Ариш на северо-востоке Синая. На праздник стеклись люди из самых дальних пределов царства Соломона (4:21).

8:66 радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Господь в милосердии Своем исполнил данное Давиду обетование о том, что его потомок построит храм, который намеревался построить сам Давид (2Цар 7:1−16). Бог милостиво даровал Израилю святилище (Втор 12) и обетованный покой (5:4).

комментарии Женевской Библии на третью книгу Царств, 8 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.