Автор
В еврейской традиции авторство обеих книг Паралипоменон, а также книг Ездры и Неемии обычно приписывалось Ездре. Существуют, по крайней мере, два обстоятельства, которые подтверждают эту версию: 1) эти книги был написаны в период после вавилонского пленения, приблизительно в то время, на которое выпало служение Ездры (см. ниже: Время и обстоятельства написания); 2) в них уделяется значительное внимание вопросам, являвшимися важнейшими для Ездры в его священническом служен (см. ниже: Характерные особенности и темы).
В то же время целый ряд обстоятельств заставляет усомниться в безошибочности такой точки зрения, а именно: 1) время создания книг Паралипоменон полностью не укладывается в период жизни Ездры (см. Время и обстоятельства написания); 2) принципиально важная в контексте этих книг тема царской власти (см. Характерные особенности и темы) Ездрой-учителем совсем не затрагивалась; 3) озабоченность Ездры проблемой браков с иноплеменницами, рассматривавшихся им в качестве тяжкого отступления от закона, присутствует в Паралипоменоне лишь на втором плане (см. ком. к 2Пар 1:1 — 9:31).
Таким образом, точка зрения, характерная для еврейской традиции, является лишь одной из возможных. Без всякого сомнения, учение, излагавшееся Ездрой, и то, что содержится в данных книгах, находятся в полном согласии одно с другим. Есть все основания полагать, что Ездра в той или иной степени участвовал в их написании. Но при этом ни историческая наука, ни текст Писания не дают бесспорных свидетельств его единоличного авторства. Исходя из этих обстоятельств, современные исследователи, как правило, называют автора книг Паралипоменон просто летописцем.
В своем труде летописец опирался на большое количество письменных источников. Очевидна его зависимость от многих библейских текстов. Он обильно заимствовал из книг царств и зачастую буквально следовал местам из Пятикнижия Моисеева, Книги судей, Книги Руфи, Псалтири, книг Исаии, Иеремии, Захарии. Он упоминает множество источников, о которых нам ничего не известно. В их числе: «Летопись царя Давида» (27:24), «Книга царей» (2Пар 24:27), «Книга царей израильских» (9:1; 2Пар 20:34), «Книга царей иудейских и израильских» (2Пар 16:11; 25:26; 28:26; 32:32) и «Книга царей израильских иудейских» (2Пар 27:7; 35:27; 36:8). Как явствует из самого текста, летописец использовал в работе целый ряд записей, принадлежащих пророкам, — таким, как Самуил (29:29), Нафан (29:29; 2Пар 9:29), Гад (29:29), Ахия (2Пар 9:29), Адда (2Пар 12:15; 13:22), Самей (2Пар 12:15), Исаия (2Пар 26:22), — а также просто записи «видевших это» (2Пар 33:19; в русском переводе в данном месте упоминается некто Хозай). И, наконец, стилевые смысловые особенности отдельных фрагментов позволяют предположить, что автор книг Паралипоменон, помимо названных, пользовался неизвестными источниками.
Время и обстоятельства написания
Последние стихи Второй книги Паралипоменон позволяют заключить, что летописец создавал свой труд уже после того, как евреям было разрешено вернуться на родину из вавилонского пленения, т.е. после 538 г. до Р.Х. В то же время отсутствие в тексте книг следов эллинистического влияния свидетельствует о том, что они не могли быть написаны позже 331 г. до Р.Х., с этой даты берет отсчет Александрийский период в истории Восточного Средиземноморья. В пределах этих временных рамок и варьируются все существующие на настоящий день мнения относительно датировки рассматриваемых книг.
Часть исследователей склонна считать, что книги Паралипоменон были созданы непосредственно после восстановления храма Зоровавелем, приблизительно в 520−515 гг. до Р.Х. У сторонников такого мнения есть, по крайней мере, три веских довода. Во-первых, летописец последовательно говорит о взаимосвязи храма и служащих в нем с царским родом Давида (см. Характерные особенности темы). Учитывая, что во дни Зоровавеля чаяния на союз священнического и царского служений были очень сильны (см., напр., Зах 4:1−14), данное обстоятельство позволяет отнести создание Паралипоменона именно к этому периоду. Во-вторых, значительное внимание летописец уделяет подробному описанию обязанностей священников и левитов (см. ком. к 6:1−53), что является аргументом в пользу датировки книг временем восстановления порядка храмового богослужения. И в-третьих, неупоминание летописцем грехов Соломона, приведших к плачевным результатам — к бракам с иноплеменницами (3Цар 11:1−40), явно не соответствует тому вниманию, какое было уделено этому эпизоду Неемией (Неем 13:26). Исходя из сказанного, можно предположить, что автор книг Паралипоменон писал в то время, когда браки с иноплеменницами еще не стали одной из важнейших проблем, на решение которой были направлены усилия восстановленной после выхода из плена общины.
Другие исследователи, и их большинство, относят создание книг ко времени служения Ездры и Неемии или к следующему за ним периоду, то есть ко второй половине V — первым десятилетиям IV вв. до Р.Х. Основным аргументом в пользу такой точки зрения служит царское родословие (3:17−24), которое, по мнению некоторых специалистов, охватывает и те пять поколений, живших уже после Зоровавеля.
Так или иначе, однозначной и точной датировки написания книг Паралипоменон не существует. Наиболее убедительным выглядит предположение о том, что они был созданы в период между восстановлением Зоровавелем Иерусалимского храма и окончанием служения Ездры Неемии, т.е. между 515−400 гг. до Р.Х.
Создавая свой труд, летописец работал одновременно как историк, и как богослов. Использование им исторических документов (см. Автор), а также обилие точных цифр дат (см., напр., 5:18; 2Пар 14:1,9; 2Пар 16:1,12−13) свидетельствуют о стремлении автора составить исторически достоверную летопись. Сравнение книг Паралипоменон с историческими же книгами царств позволяет сделать вывод, что составленный летописцем рассказ о прошлом Израиля был ориентирован на насущные нужды вновь создававшейся после плена общины. Его задачей было вдохновить и направить на верный путь читателей, стремившихся к полному восстановлению царства.
Перед вернувшимися из Вавилона стояло множество трудностей. За возвращением на родину и восстановлением храма не последовало столь ожидаемых резких изменений к лучшему. Вместо этого пришлось преодолевать экономические трудности, враждебные действия соседних народов, внутренние неурядицы. В связи с этим возникало множество вопросов, а именно: кому принадлежит законное право называться наследниками обетования, данного Богом Своему народу? Какие политические и религиозные институты надлежит установить? Следует ли возлагать надежды на нового царя из рода Давидова? Какую значимость в новое время приобретает храм? Каким образом восстановленная община сможет стяжать благодать мира и благосостояния? На эти и подобные им вопросы стремился дать ответ летописец.
Характерные особенности и темы
В богословском содержании книг Паралипоменон можно выделить три основополагающие темы.
1. Народ Божий. В своем историческом повествовании летописец определяет, кому же надлежит войти в число наследников обетовании завета Божиего. О принципиальной важности этой задачи свидетельствует, в частности, многократное употребление им выражения «весь Израиль» (см. ком. к 11:1; ком. к 2Пар 10:1 и 29:24). Он излагает свои представления о том, что есть народ Божий. С одной стороны, это все те, кто был отпущен и возвратился из вавилонского плена. В качестве таковых следует рассматривать возвратившихся в землю обетованную представителей колен Иудина, Вениаминова, Ефремова и Манассиина (см. ком. к 9:3). Они — избранный народ, сыгравший ключевую роль в восстановлении царства Израильского. С другой стороны, народ Божий отождествляется со всем коленами Израиля (см. ком. к 2:3 — 9:1). До тех пор, пока некоторые из колен оставались за пределами обетованной земли — отделенными от царского рода Давида и от храма в Иерусалиме, восстановление Израиля не могло считаться законченным. Поэтому автор включает в составленное им родословие представителей колен и севера, и юга (2:3 — 9:1), что соответствует идеалу объединенного царства, осуществившемуся при Давиде и Соломоне (см. ком. к 11:1), и описывает деяния Езекии по объединению Божиего народа Северного и Южного царств (см. ком. к 2Пар 29:1 — 36:23). Возвратившиеся из плена представляли собой остаток народа Божиего.
2. Царь и храм. Согласно точке зрения летописца, Бог сплотил Свой народ вокруг двух основополагающих установлений: трона Давида и его потомков и Иерусалимского храма. Эти установления — политическое и религиозное — легли в основу существования Израиля. Поэтому в приводимом им родословии летописец особое внимание уделил линии Давида (2:10−17; 3:1−30), а также генеалогии священников и левитов (6:1−24). Он подчеркивает, что Давид и его потомки были избраны Богом вовеки царствовать над народом (гл. 17; 2Пар 13:5; 21:7; 23:3). Утверждение трона Давидова явилось выражением Божией любви благоволения к Израилю (14:2; 2Пар 2:11). Храм же для летописца — это прежде всего место пребывания имен Божиего (2Пар 7:12,16; 33:7). На протяжении всего повествования он неоднократно говорит о важности для богослужения возвышенной и величественной музыки (см. ком. к 6:31−47; 9:15−16; 13:8; 15:16−24; 16:4−6; 23:5; 25:1−31; 2Пар 5:12−13; 7:6; 23:13; 29:25−30; 34:12). О тесной взаимосвязи царского правления и храма летописец пишет и в других местах, облекая эту идею в иные формы (см., напр., 2Пар 13:4−12; 22:10 — 24:27). Уделяя столь значительное место теме царской власти и храма, он учит читателей, членов восстановленной после плена общины, в должной мере печься об этих институтах, ибо без царя из рода Давидова или без храма полное восстановление царства невозможно. Бог говорил Давиду: «Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его. Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки» (17:11−12).
3. Благословение и суд Божий. Одной из целей летописца было указать своим читателям пути стяжания Божиего благословения. Он настоятельно отмечает, что благословение дается за послушание, в то время как непослушание навлекает суд (28:9; 2Пар 6:14; 7:11−22; 15:2; 16:7−9; 21:14−15; 24:20; 25:15−16; 28:9; 34:24−28). Сами по себе царь и храм отнюдь не обеспечивают Израилю Божиего благословения. Пребудет оно с народом или нет, зависит от соблюдения им Закона Моисеева (22:12−13; 28:7; 29:19; 2Пар 6:16; 7:17−18; 12:1−2) от послушания поучениям пророков и священников (2Пар 11:4; 12:5−8; 20:20; 21:12−19). Благословение сопутствует тем, кто в чистоте блюдет порядок храмового богослужения (2Пар 15:1−19; 17:1−6; 24:1−16; 29:1 — 31:21; 34:1 — 35:19) и смиренно полагается на Бога, а не на человеческие силы (5:20; 2Пар 13:18; 14:7; 16:7−8; 32:20). Стоит народу Божиему и его царям впасть в беззаконие, как на них немедленно обрушивается кара в виде болезней или военного поражения (10:1−14; 2Пар 13:1−16; 16:12; 18:33−34). Но даже испытав на себе Божий суд, народ еще может вернуть себе Его благословение, если смиренно выйдет навстречу Богу с молитвой и покаянием (2Пар 7:13−15; 12:1−12; 33:10−13). Говоря обо всем этом, летописец показывает своим читателям, вернувшимся из вавилонского плена, путь, на котором он будут иметь Божий благословения. Чтение книг Паралипоменон должно привести их к твердому убеждению, что полное восстановление народа Божиего может свершиться лишь при условии соблюдения ими верности Господу. Суть вышесказанного была кратко сформулирована Асой: «Если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас» (2Пар 15:2).
Сосредоточивая внимание на рассмотренных здесь проблемах — народа Божиего, царя и храма, благословения и суда Божиего, — летописец имеет в виду и укрепление упования Израиля на грядущего Мессию. Непосредственный его интерес заключался в восстановлении общины после возвращения из плена. Но в свете Нового Завета очевидно, что рисуемый им идеал восстановленного царства полное свое воплощение получил во Христе — обетованном Сыне Давидовом.
Во Христе осуществились надежды, которые летописец питал в отношении народа Божиего. Подобно возвратившимся из пленения, те, кто последовал за Ним, являются наследниками обетовании, данных Израилю (Гал 3:14,29; Гал 4:28; Еф 2:11−22). Церковь Его распространилась за пределы Израиля, вобрав в себя и язычников (Лк 2:32; Деян 9:15; Деян 11:1,18). В день Его второго пришествия все избранные Богом объединятся под властью Христа (Еф 2:11−22).
Восстановление и утверждение трона Давидова, столь важное для летописца, также воплотилось во Христе. По плоти Он был потомком Давида и наследником заключенного с ним завета (Лк 1:32; Рим 1:3; Откр 22:16). Положенное потомкам Давида служение Он понес в полной мере (Рим 5:19; Флп 2:8; Евр 5:7−10).
Во Христе в высшей степени воплотилось и все то, что летописец говорил о храме. Ибо, предавшись на крестную муку, Он явил Собой совершенное искупление за грехи человеческие (1Пет 3:18; 1Ин 2:2; Евр 9:11−28). Он ходатайствует о нас в небесном чертоге Бога (Евр 3:1; 4:14−16; 6:20; 7:26; 8:1). Вторым пришествием Он откроет всему Своему народу благословенное присутствие Божие (Ин 14:1−4; 1Фес 4:16−17).
Предощущением свершенного Христом явилась и разработка летописцем темы Божиего благословения и суда. Христос предупреждал Свою Церковь о необходимости хранить верность Божественным заповедям (Мф 5:17−20). Страдание и смерть на кресте Он принял, дабы избавить нас от Божиего суда (Рим 3:21−26). Он дарует нам новую жизнь, и потому мы можем быть уверены в том, что наградою за послушание станет благословение в вечности (Ин 3:16; 2Пет 3:13; 1Ин 2:25).
Летописец стремился воодушевить своих читателей на восстановление царства после возвращения из плена. Но созданное им историческое повествование служит также указанием на Царство, начало которому было положено первым пришествием в мир Христа, а славным исполнением станет Его второе пришествие.
Богословские положения, содержащиеся в книгах Паралипоменон, не облекаются летописцем в какую бы то ни было форму. Та или иная богословская тема возникает исключительно в связи с рассказом о каком-то историческом событии. Несколько основополагающих мотивов красной нитью проходят через все повествование, но при этом, однако, легко заметить, что в разных его частях один из мотивов непременно оказывается доминирующим. Все повествование может быть разделено на четыре большие части: «Родословие народа Божиего» (1:1 — 9:34), «Объединенное царство» (1Пар 9:35 — 2Пар 9:31), «Разделенное царство» (2Пар 10:1 — 28:26) и «Воссоединенное царство» (2Пар 29:1 — 36:23).
В древности на Ближнем Востоке бытовало несколько форм родословий в зависимости от цели, с которой он составлялись. В первых девяти главах летописец прибегает к целому ряду таких форм. Некоторые места представляют собой так называемые линейные родословия, прослеживающие историю одного рода на протяжен многих поколений (см., напр., 2:34−41); другие родословия фрагментарны и повествуют сразу о нескольких семейных линиях (см., напр., 6:1−3). Иногда летописец опускает целые поколения, останавливаясь только на тех личностях и событиях, которые имеют непосредственное отношение к его замыслу (см., напр., 6:4−15). Кроме того, следуя древнему обычаю, летописец вставляет в родословия краткие повествования о наиболее важных событиях (4:9−10; 5:18−22).
Древние родословия служили выявлению не только родственных связей, но также политических, географических и межплеменных отношений. Летописец приводит родовые перечни (см., напр., 3:17−24), указывающие также на преемственность политической власти (см., напр., 2:24,42,45,49−52) и профессиональных занятий (см., напр., 4:14,21−23).
Столь обширные родословия летописец вводит для того, чтобы достоверно показать, что его читатели являются законными наследниками народа Божиего. Через родословия он говорит об избрании Израиля из всего человечества (1:2 — 2:2), об устройстве колен израилевых (2:3 — 9:1) и о представителях этих колен, возвратившихся из Вавилона (9:16−34).
Определив своих читателей в качестве продолжателей избранного рода, летописец указывает на открытые перед ними возможности и, одновременно, на лежащую на них ответственность. Как народу Божиему им даровано благо Божиего благословения в земле обетованной. Их надеждам на полное восстановление царства дано прочное основание. Но в то же время на них возложена серьезная ответственность. В приводимом летописцем родословии народа Божиего, свидетельствующем о строгом порядке и многолюдности колен израилевых, подчеркивается особая значимость царского рода Давида и левитских семей (см. ком. к 2:3 — 9:1). Чтобы получить Божие благословение, те, кому было адресовано произведение летописца, должны был тщательно сохранять это Богом данное устроение.
Летописец рассматривает царствования Давида и Соломона как период славы Израиля. Сосредоточивая внимание на положительных качествах этих царей, он умалчивает об их недостатках и ничего не говорит об обрушивавшихся на них напастях, о которых рассказывают книг царств (см. ком. к 11:1 — 29:30; 2Пар 1:1 — 9:31). Как известно, Давид и Соломон царствовали над всеми землями и коленами Израиля (см. ком. к 11:1). Своим мудрым правлением (14:2; 2Пар 2:11; 9:8) и попечением о храме (22:1; 2Пар 7:11−22) они способствовали процветанию Израиля.
Этот период объединенного царства служил основой для надежд, которые питала восстановленная после плена община. Род Давидов и Иерусалимский храм были избраны Богом в качестве орудия благословения Его народа во всех его поколениях.
Но благословение это можно получить только при соблюдении определенных условий. В качестве образца для подражания летописец представил фигуры Давида и Соломона. По примеру этих царей восстановленная община должна была следовать идеалам объединенного царства. Основными условиями получения Божиего благословения являлись смиренное и полное упование на Господа, сохранение царской линии рода Давидова и попечение о храме.
Содержание
I. Родословие народа Божиего (1:1 — 9:34)
А. От Адама до Израиля (1:1 — 2:2)
Б. Колена Израилевы (2:3 — 9:1)1. Иуда (2:3 — 4:23)
2. Симеон, Рувим, Гад и полуколено Манассиино (4:24 — 5:26)
3. Левий (гл. 6)
4. Иссахар, Вениамин, Неффалим, Манассия, Ефрем, Ассир (гл. 7)
5. Вениамин (гл. 8)
6. Итоги (9:1)В. Возвратившиеся из вавилонского плена (9:1−34)
II. Объединенное царство (1Пар 9:35 — 2Пар 9:31)
А. Саул (9:35 — 10:14)
1. Родословие (9:35−44)
2. Кончина (10:1−14)Б. Давид (11:1 — 29:30)
1. Давиду оказывается всеобщая поддержка (11:1 — 12:40)
2. Приготовления к возведению храма (13:1 — 29:30)а) централизация богослужения (13:1 — 16:43)
б) Давид получает повеление начать приготовления к строительству храма (гл. 17)
в) войны Давида (18:1 — 20:8)
г) избрание места для будущего храма (21:1 — 22:1)
д) назначение строителей (22:2−19)
е) распределение служащих при храме (23:1 — 27:34)
ж) всенародное празднование и завещание Соломону построить храм (28:1 — 29:30)
комментарии Женевской Библии на первую книгу Паралипоменон, введение