15:1 — 16:43 В рассказе об успешном перенесении ковчега в Иерусалим и устроенном по этому поводу праздновании летописец следует 2Цар 6:12−19 (15:25 — 16:3), от себя добавляя о сделанных Давидом назначениях левитов и об установленном им порядке богослужения.
15:1−24 Летописец обращает внимание (15:2,13−15) на то, что в этот раз Давид переносил ковчег, соблюдая все требования закона Моисеева (Исх 25:12−15; Втор 10:8; Втор 18:5).
15:1 устроил... скинию. Скиния с ковчегом в тот момент еще находилась в Гаваоне (16:39). Давид, таким образом, устроил новую скинию.
15:3 всех Израильтян. См. ком. к 11:1.
15:4−10 Для богослужения Давид созвал представителей всех трех ветвей рода Левия (потомков Каафа, Мерари и Гирсона). С точки зрения летописца, сделанные Давидом назначения левитов важны в качестве образца для восстановленной общины (см. ком. к 6:1−53).
15:11 Садока и Авиафара. Садок и Авиафар были первосвященниками в царствование Давида. Первый из них служил при скинии Моисеевой в Гаваоне (16:39), второй — в Иерусалиме (18:16; 27:34). Позже Авиафар, выступивший на стороне Адонии, был отстранен Соломоном от священства (3Цар 1:7; 3Цар 2:26−27). С точки зрения летописца, именно потомки Садока представляли собой род первосвященников (см. ком. к 6:1−15,48−53).
15:13 не взыскали Его. См. ком. к 2Пар 7:14.
15:15 как заповедал Моисей. См. ком. к 16:40.
15:16−24 От себя, помимо сказанного в книге Царств, летописец добавляет подробности, касающиеся музыки и пения, которыми сопровождалось перенесение ковчега. К богослужебным музыке и пению он вообще проявляет значительный интерес (см. 6:31−47; 9:15−16,33; 13:8; 15:28; 16:4−6; 23:5; 25:1−7; 2Пар 5:12−13), который объясняется его заботой о том, чтобы в восстановленной общине храмовое богослужение было организовано должным образом (см. ком. к 6:1−53).
15:27 был одет в виссонную одежду, а также и все левиты. Виссонная одежда, как и льняной ефод, была обычным облачением священников (1Цар 2:18; 1Цар 22:18). Давид был облачен в священнические одежды, в такие же, как и у всех левитов, являя себя, тем самым, в образе царя-священника. Распространенное заблуждение, будто Давид во время церемонии был полуобнажен, полностью опровергается данным свидетельством летописца (см. ком. к 15:29).
15:28 весь Израиль. См. ком. к 11:1.
при звуке рога... и цитрах. См. ком. к 15:16−24.
15:29 Мелхола, дочь Саулова. Дочь Саула не разделяла радости народа, левитов и самого Давида. Летописец не говорит об упреке Мелхолы в адрес царя (2Цар 6:20) потому, вероятно, что опасается вызвать какие-либо сомнения в чистоте соблюдения Давидом принятого порядка поклонения Богу.
комментарии Женевской Библии на первую книгу Паралипоменон, 15 глава