26:1−23 Летописец рассказывает о царствовании Озии подробнее, чем книга Царств. Из этого источника он заимствует начало и конец своего рассказа (ср. 26:1−4 с 4Цар 14:21−22 и 15:1−3; 26:21−23 с 4Цар 15:5−7), среднюю же часть добавляет от себя (26:5−20). Весь рассказ делится на четыре части: воцарение Озии (26:1−2), послушание царя закону и сопутствующее ему благословение (26:3−15), непослушание и возмездие (26:16−20), итоги царствования Озии и его кончина (26:22,23).
26:1 Озию. Озия царствовал в 792/91−740/39 гг. до Р.Х. В книге Царств Озия часто (но отнюдь не всегда) называется Азарией. В этой связи вероятнее всего предположить, что Азария — личное имя царя, а Озия — имя, данное ему при восшествии на престол.
26:4 точно так, как делал Амасия, отец его. Летописец сравнивает Озию с его отцом, чье царствование тоже было отмечено как благословением, так и осуждением (см. ком. к 26:1−23).
26:5 прибегал он к Богу... прибегал к Господу. См. ком. к 7:14.
во дни Захарии. О личности Захарии достоверных сведений не имеется. Он был советником царя и, видимо, сподвижником Исаии (Ис 8:2). Подобно тому, как Иоас хранил верность закону до тех пор, пока был жив Иодай, Озия, руководимый Захарией, также совершал дела, угодные Богу (см. ком. к 24:2).
26:6−15 Летописец иллюстрирует благословение, данное Озии победой над внешним врагом (26:6−8), успешным обустройством им внутренних дел в стране (26:9−10) и возрастанием военной мощи Иудеи (26:11−15).
26:7 против Меунитян. См. ком. к 20:1. Указание на успешное противостояние Озии этому народу должно напомнить читателю о победе, одержанной над ним Иосафатом (20:1−30).
26:9 построил Озия. Озия восполнил урон, нанесенный Иерусалиму в результате поражения, которое потерпел Амасия (25:23). См. ком. к 1Пар 11:4−9.
26:13 триста семь тысяч пятьсот. См. ком. к 1Пар 12:23−37.
26:16−20 Войдя в силу, Озия возгордился и стал выказывать непочтение к Богу и к требованиям закона. Примерно то же в свое время было и с Ровоамом (12:1). Возгордившегося царя Бог покарал проказою. Ср. 4Цар 15:5.
26:16 возгордилось сердце его. Моисей предостерегал Израиль от того, чтобы достигнутые им успехи не внушили народу мысль о возможности полагаться только на себя, забыв о Боге (Втор 8:10−18).
26:17 Азария. О священнике Азарии, кроме того, что он вместе с восемьюдесятью другими священниками отважился воспротивиться нечестивому поступку царя, ничего более не известно.
26:18 это дело священников. Согласно закону Моисееву, кадить в храме имели право только священники (Исх 30:7−9; Чис 16:39−40).
26:21 отлучен был от дома Господня. Озия не допускался в храм, как того требовал закон Моисеев (Лев 13:46; Чис 5:1−4).
26:22 описал Исаия. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.
26:23 на поле царских гробниц. Озия был похоронен не в царской усыпальнице, а в некотором отдалении от нее, поскольку наказание проказой обесчестило его.
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон, 26 глава