35:1 первого месяца. См. ком. к 30:2.
35:3 всех Израильтян. Летописец говорит обо всем без исключения народе, в том числе и о принявших участие в свершении Пасхи северянах. С его точки зрения, север и юг к тому времени уже объединились в единое целое (см. ком. к 29:1 — 36:23).
35:4 как предписано Давидом... и... Соломоном. Летописец подчеркивает, что богослужение было организовано Иосией в строгом согласии с предписаниями Давида и Соломона.
35:6 согласно со словом Господним чрез Моисея. См. ком. к 1Пар 16:40.
35:7−8 В данном случае Иосия снова поступает так же, как прежде поступали Давид (см. ком. к 1Пар 29:3) и Езекия (см. ком. к 30:24). За его пожертвованием последовали обильные пожертвования начальствующих и народа.
35:18 не была совершаема такая пасха... из всех царей Израилевых ни один не совершал такой пасхи. Подобное замечание летописец делает и в связи с свершением Пасхи Езекией (30:26). При Осии на праздновании Пасхи народу было гораздо больше, а приношения — гораздо богаче, чем при Езекии (30:25).
35:21 туда, где у меня война. По-видимому, Нехао шел войной на Вавилон; Иосия же представлен летописцем в качестве союзника вавилонян. Он, таким образом, наказан за заключение союза с иноземцами (см. ком. к 16:2).
35:22 от лица Божия. Если всемогущий Бог мог говорить через ослицу (Чис 22:26−30), то нет ничего необычного в том, что в данном случае Он говорит устами языческого царя.
35:24 Летописец подчеркивает, что, несмотря на свое падение, Иосия остался одним из величайших и добродетельнейших царей Иудеи.
35:25 Оплакал... и Иеремия в песне плачевной. Эта фраза традиционно приводится в доказательство того, что именно Иеремия являлся автором книги Плач Иеремии. И это достаточное основание для полной уверенности в авторстве книги (см.: Плач Иеремии. Введение: Автор).
до сего дня. См. ком. к 1Пар 4:43.
35:27 описаны в книге царей. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.
комментарии Женевской Библии на вторую книгу Паралипоменон, 35 глава