3:1 — 6:22 Народ восстанавливает жертвенник и возобновляет жертвоприношения (3:1−6), а затем приступает к восстановлению самого храма (3:7 — 6:22). Вдохновленные пророками Аггеем и Захарией (5:1−2) и заручившись Божиим благословением (5:5), иудеи преуспевают в своем предприятии, несмотря на препятствия, чинимые соседними народами (4:1−24) и областеначальником Фафнаем (5:3 — 6:12).
3:1−6 Следуя закону Моисея, народ восстанавливает в Иерусалиме жертвенник всесожжения, отмечает праздник Кущей и возобновляет регулярные жертвоприношения, несмотря на то, что «храму Господню еще не было положено основание» (3:6).
3:1 седьмой месяц. Т.е. Тисри (сентябрь-октябрь). На этот месяц приходился главный ветхозаветный праздник — праздник Кущей. Этот праздник (3:4) был стимулом для восстановления жертвенника.
3:2 всесожжения. Жертве всесожжения уделяется особенное внимание в связи с тем, что это главное и первое жертвоприношение из предписанных законом (Лев, гл. 1). Через всесожжение греховный народ мог сохранять связь с праведным Богом (Исх 29:42).
как написано. Письменное слово — это могучее средство, используемое Богом для исполнения Его искупительного замысла. Вавилонское пленение явилось следствием того, что народ Божий, живя не так, как предписывает Закон, тем самым нарушил заключенный с Богом завет. Вернувшиеся на родину пленники старались хранить верность завету (ср. 3:4). То обстоятельство, что в конце концов они снова нарушили его (ср. Рим, гл. 2), дает богословское обоснование абсолютной необходимости пришествия Христа, Чья совершенная верность закону — залог оправдания избранных (Рим 5:15−19).
3:3 были в страхе. У вернувшихся хватило решимости на то, чтобы воздвигнуть жертвенник и заложить основание храма. Но мужество их вскоре подверглось испытанию (4:4−5), а строительные работы были прерваны (4:24).
3:4−6 С восстановлением жертвенника был не только отмечен праздник Кущей, но и положено начало всем необходимым жертвоприношениям, поскольку жертвоприношения играли основополагающую роль в сохранении завета с Богом (Евр 9:22).
3:6 Нужда в совершении жертвоприношений была столь насущной, что нельзя было ждать восстановления храма. Христос также принес Себя в жертву прежде, чем будет воздвигнут истинный Храм.
3:7 Приоритет жертвоприношений перед строительством храма очевиден: как только были совершены первые необходимые жертвоприношения, сразу же началась непосредственная подготовка к строительству.
3:8 Во второй год. 536 г. до Р.Х.
во второй месяц. В месяц Тиар (апрель-май) — т.е. в тот же месяц, в котором в свое время начал строительство храма Соломон (2Пар 3:2).
для надзора за работами дома Господня. Ср. 1Пар 23:4.
3:10 Когда строители положили основание. Здесь не идет речь о закладке фундамента как некоей инженерной конструкции. Если народ был в высшей степени вдохновлен выдачей Киром храмовых сосудов (см. ком. к 1:9−11), то как должна была окрепнуть его вера в Бога, обещавшего Израилю возрождение после рассеяния (Втор 30:1−5), при виде уже заложенного основания храма? Они знали, и знание их не было омрачено и тенью сомнения, что Он «благ», что «вовек милость Его к Израилю». Ср. 2Пар 5:13.
3:12 многие... которые видели прежний храм. Слезы в глазах стариков не были слезами радости — они плакали от горечи, разочарования, видя огромную разницу между былым великолепием храма Соломона и нынешним скромным началом (ср. Зах 4:10).
комментарии Женевской Библии на книгу Ездры, 3 глава