6:1−14 Новые попытки врагов Израиля запугать Неемию и лишить его народного доверия оканчиваются неудачей.
6:1 дошло до слуха Санаваллата. Напряженность конфликта постепенно нараставшая, теперь достигла своей высшей точки, поскольку стены уже фактически отстроены. На этом завершающем этапе враги пытались убить Неемию (ст. 2−4), запугать его (ст. 5−9), лишить его доверия в глазах народа (ст. 10−13).
6:2 Оно. Равнина Оно расположена на северо-западной окраине Иудеи. Это место — самое удаленное от Иерусалима.
сделать мне зло. Эту фразу можно понимать и в том смысле, что на равнине Оно враги хотели убить Неемию (ст. 10), и в том, что намеревались оклеветать его, обвинив в организации восстания против Персии.
6:3 дело остановилось бы. Неемия понял, то попытки вызвать его из города преследуют цель остановить строительные работы.
6:4 Четыре раза. Стороны проявляют особую настойчивость, так как конфликт достиг своей высшей точки.
6:5 открытое письмо. Обычно письма посылались запечатанными. Не запечатав письма, Санаваллат пожелал предать его содержание огласке, благодаря которой восстановление стен могло бы быть остановлено.
6:6−7 Изложенные здесь обвинения, вероятно, были небезосновательны, поскольку, городские стены восстанавливались; в истории Иудеи действительно были случаи восстаний против иноземных правителей; Неемия был известен как руководитель, преданный делу восстановления своей родины.
6:9 стращали нас... не состоится. Это письмо преследовало две цели: во-первых, запугать Неемию и, во-вторых, остановить строительство.
я тем более укрепил руки мои. Эта фраза на древнееврейском языке подразумевала молитвенное обращение к Богу (1:4).
6:10 Шемаии. Он, вероятно, был священником и пророком (ст. 12), что давало ему право входить в храм.
пойдем в дом Божий. После этих слов преследуемая Шемаией цель становится очевидной. Неемия имел право искать убежища у жертвенника во дворе храма (Исх 21:12−14), но в сам храм он, не будучи священником, не имел права входить (Чис 18:7). Неемия понял намерение Шемаии (ст. 13).
6:11 может ли бежать... человек..? Еще один пример мужества Неемии (см. ком. к 5:7).
6:12 Я знал. Исполнение совета Шемаии нарушило бы закон, поэтому Неемия понял, что Шемаия — ложный пророк (см. ком. к 5:7).
6:13 устрашился... имели... худое мнение. Замысел врагов состоял в том, чтобы запугать Неемию и толкнуть его на греховный поступок, что повлекло бы за собой прекращение работ по восстановлению городских стен.
6:14 Помяни. Третья молитва, в которой звучит «помяни» (см. ком. к 5:19), и вторая молитва о возмездии (см. ком. к 4:4−5), поскольку Неемия призывает Бога «помянуть» своих врагов для осуждения их.
6:15 Стена была совершена. Шестая и последняя попытка остановить работы по восстановлению стен провалилась.
Елула. Август-сентябрь 445 г. до Р.Х.
6:16 — 7:3 Хотя противодействия строительству стен прекратились с его завершением (ст. 16), попытки запугать Неемию продолжались (6:17−19). Неемия принимает меры по защите ворот города, дабы предотвратить возможную агрессию со стороны врагов Израиля (7:1−3).
6:16 Когда услышали об этом все неприятели наши. Исходя из этих слов, можно было бы предположить, что враги предпримут следующий шаг в развитии конфликта; они же, напротив, прекращают попытки воспрепятствовать восстановительным работам.
6:17−19 Если до сих пор оставалось неясным, каким же образом Неемии становились известны замыслы его врагов (ср. 6:2), а врагам Неемии — его планы (ср. 4:15), то теперь очевидно, что взаимообмен сведениями шел благодаря родственным связям Товии с теми, кто принимал участие в восстановлении стен.
6:18 Мешуллама. См. 3:4,30; 13:4.
комментарии Женевской Библии на книгу Неемии, 6 глава