9:1 собрались все сыны Израилевы. Ср. 8:1, где народ собрался для слушания закона; теперь же он собирается для того, чтобы, согласно закону, исповедаться в своих грехах (ст. 3).
9:2 во грехах своих и в преступлениях отцов своих. См. ком. к Езд 9:7.
9:3 закона Господа Бога. См. 8:1 и ком. Принявший закон должен исповедаться в грехах и поклониться Богу.
9:5−37 В этой хвалебной молитве, которую левиты (ст. 4 и 5) обращают к Богу от имени всего народа, Он превозносится как Творец (ст. 6), Искупитель (ст. 7−12), Законодатель и Законоблюститель, Спаситель и Судия (ст. 13−31). Превознося Бога, левиты молят Его не оставить Своим вниманием страдания народа (ст. 32−37), предшествовавшие возобновлению завета (9:38 — 10:39 и ком.).
9:7−8 Народ благодарит Бога за избрание Авраама и дарование ему завета обетования (Быт, гл. 12; 22).
9:8 заключил с ним завет. В соответствии с последующими словами этой молитвы-хвалы, заключенный с Авраамом завет (Быт, гл. 15) стал основой излияний Божественной благодати на Его не хранящий верность народ.
Ты исполнил слово Свое. Бог исполняет обещанное Аврааму лишь в силу Своей собственной праведности (Быт 15:9−21; Втор 9:4−6).
9:9−12 Богу возносится хвала за вызволение Израиля из египетского рабства (Исх, гл. 1−19).
9:9 Ты увидел бедствие. См. Исх 3:7.
9:10 знамения и чудеса. См. Исх, гл. 5−12.
9:11 Ты рассек ... море. См. Исх 14:10−31.
9:12 Ты вел их. См. Исх 13:21.
9:13−21 Богу возносится благодарность за дарование закона на горе Синай и за Его заботу о Своем народе в пустыне.
9:13 на гору Синай. См. Исх 20.
дал им суды справедливые... заповеди добрые. Закон воспринимался не как ярмо, но как радость (Пс 118:5−16; Рим 7:12).
9:14 субботу. Требование соблюдать субботу — краеугольный камень закона (Ис 56:2,4,6; Иез, гл. 20−23).
9:15 хлеб с неба. См. Исх, гл. 16.
воду из камня. См. Исх, гл. 17.
подняв руку Твою, клялся. Указание на клятвенное обещание Бога Аврааму (Исх 6:8).
9:16−17 Первое исповедание в грехах.
9:17 поставили над собою вождя. См. Чис 14:1−4. Верность Бога данному Аврааму обетованию противопоставляется неверности Израиля (ст. 8 и 15).
9:18 хотя. Благость Божия тем ярче сияет, чем более Израиль погрязает в грехе. сделали себе литаго тельца. См. Исх, гл. 32.
9:19−21 Забота Бога о Своем народе, странствующем в пустыне, объясняется отнюдь не послушанием Израиля, а Его состраданием ему, берущем начало в обетовании Аврааму (ст. 7:8).
9:21 Сорок лет. См. Втор 8:4.
9:22−28 Богу возносится благодарность за Его милость и долготерпение во времена завоевания и во дни судей.
9:22−25 Во исполнение данного Аврааму обетования (ст. 7−8) Бог позволил Израилю завоевать землю Ханаанскую.
9:22 землею Сигона... землею Ога. См. Чис 21:21−35.
9:23 размножил, как звезды. Народ израильский возрос в числе, как то и было обещано Аврааму (Быт 15:4,5).
9:24 овладели землею. См. Книгу Иисуса Навина.
9:26−28 На верность Бога Своим обетованиям Израиль ответил отступничеством во дни судей израильских. См. Суд 2:10−19.
9:28 по великому милосердию ... многократно. «Когда умножался грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20).
9:29−31 Благодарение Богу продолжается воспоминанием о Его долготерпении во времена царей.
9:29 которыми жил бы человек, если бы исполнял их. С заключением Моисеева завета людям за послушание ему была обещана жизнь (Лев 18:5; Рим 7:10; 10:5).
9:32 завет и милость. Имеется в виду завет с Авраамом (Втор 7:7−9).
да не будет малым... страдание. Этими словами Бог призывается совершить то, что Он уже совершал прежде, т.е. увидеть тяжесть положения Его народа и прийти ему на помощь.
царей Ассирийских. Здесь имеются в виду новоассирийские цари, правившие с конца X в. до Р.Х., которым в конце VII в. пришли на смену цари вавилонские, в свою очередь, в середине VI в. уступившие власть царям персидским.
9:33 Ты праведен. Наказания, постигавшие Израиль в течение всей его истории, находились в полном соответствии с принципом Божественной справедливости, на котором основывается завет с Моисеем (см. ком. к Езд 9:9).
9:34−35 Вожди Израиля несут самую тяжелую ответственность за беззаконие.
9:36 мы ныне рабы. См. ком. к Езд 9:9.
9:37 мы в великом стеснении. Здесь подразумевается просьба о помощи (см. ком. к ст. 32).
9:38 — 10:39 Народ не только молит Бога о помощи, но возобновляет обязательство следовать предписаниям Моисеева завета. Прежде этот завет был уже не раз возобновляем после периодов отступничества (Исх, гл. 34; 1Цар, гл. 12; 4Цар, гл. 23).
9:38 твердое обязательство. Иначе: «завет».
подписываем. Письменное слово является могучим средством, используемым Богом во исполнение Своего искупительного замысла.
комментарии Женевской Библии на книгу Неемии, 9 глава