Пс 102 Данный псалом, являясь хвалебным гимном Господу, одновременно содержит учение о Боге и раскрывает сущность Его. С полным основанием псалом можно охарактеризовать как вероучительный.
102:1−2 Данные стихи — обращение молящегося к своей душе — являются как бы самонаставлением, осмыслением взаимоотношений человека с Богом.
102:3 беззакония... недуги. Автор псалма увязывает прощение грехов с исцелением недугов. Если не всякая физическая болезнь связана с грехом (см. Ин 9:2−3), то всякий грех обуславливает болезнь души.
102:6 Лейтмотивом всей Псалтири (как и Ветхого Завета в целом) является мысль, что Господь — защитник всех обиженных.
102:7 показал пути Свои Моисею. Моисей был удостоен исключительной чести — он говорил с Господом «лицом к лицу» и имел беспрецедентные откровения Божий.
102:10 Этот стих как бы перебрасывает мост от Ветхого Завета к Новому: Господь воздает не по делам, а по милосердию своему. Эта же идея развивается образным строем ст. 12 и 13.
102:14 См. статью «Тело и душа. Два пола».
102:19 царство Его всем обладает. Господь властвует над всем. Царство Его обладает полнотой совершенства, к которому нечего добавить. См. статью «Божественное провидение».
102:20−22 Псалмопевец обращается ко всем существам небесным, призывая их благословить Господа, как царствующего над всем. Превосходство Господа над всем небесным и земным абсолютно.
102:20 См. статью «Ангелы».
комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 102