Пс 103 Этот псалом, как и предыдущий, открывается и завершается (ст. 1 и 35) обращением псалмопевца к самому себе с призывом вознести хвалу Богу. Он восхваляет Господа за величие Его творения, опираясь на тематику и фразеологию библейского повествования о сотворении мира (Быт, гл. 1). При этом обнаруживаются неожиданные параллели между Пс 103 и египетским гимном Солнцу Аменхотепа IV (Эхнатона), которые можно объяснить стремлением псалмопевца показать, что только Творец, а не часть Его творения (как, напр., солнце), заслуживает поклонения.
103:1−4 Господь — Творец и Вседержитель.
103:1 душа моя См. ком. к Пс 102:1−2.
103:2 светом. Псалмопевец имеет в виду события первого дня творения (Быт 1:3).
простираешь небеса. Речь идет о втором дне творения (Быт 1:6−8).
103:3 делаешь облака Твоею колесницею. Поэтический образ. Все мироздание не только создано Богом, но и служит Ему.
103:4 служителями Твоими — огонь пылающий. По сути своей этот стих направлен против культа Ваала, ибо его служителей представляли в виде языков пламени.
103:5 не поколеблется она. Мир устойчив и упорядочен. Он чужд хаоса, ибо таким сотворил его Господь. Признавая богоданность миропорядка, человек уверенно чувствует себя на том месте, которое он в этом миропорядке занимает. См. статью «Бог—Творец».
103:6 на горах стоят воды. Очевидно, имеются в виду воды небесные, которые находятся «над твердью» (см. Быт 1:7).
103:9 не возвратятся покрыть землю. Мысль псалмопевца обращается к обетованию, которое Бог дал Ною после потопа (Быт 9:11).
103:11 утоляют жажду свою. Господь не только покоряет воды хаоса, но и превращает их в источник жизни для созданных Им существ (Быт 1:9−13).
103:14 Ты произращаешь траву. Псалмопевец размышляет о третьем дне творения (Быт 1:9−13).
103:15 вино, которое веселит сердце. Господь не только дает человеку его насущный хлеб, но и веселит его сердце напитком, который есть нечто большее, нежели средство утоления жажды.
103:19 Он сотворил луну... солнце. В четвертый день творения (Быт 1:14−19) Господь сотворил солнце и луну, дабы отделить день от ночи.
103:21 львы... просят у Бога пищу себе. Естественное, на первый взгляд, явление — львы, рыщущие в поисках добычи, — предстает делом Божественного провидения. Псалмопевец совершенно справедливо видит за самыми обычными природными явлениями промысел Божий.
103:24 Все соделал Ты премудро. См. Иов, гл. 38−41. В словах Господа, обращенных к Иову, можно найти немало упоминаний о мудрости Всевышнего, явленной Им в акте творения. См. статью «Премудрость и воля Божий».
103:25 море... там пресмыкающиеся. Псалмопевец размышляет о пятом дне творения (Быт 1:20−23).
103:26 корабли... левиафан. Воображение псалмопевца обращено к таинственному образу моря, чью гладь бороздят корабли, а в глубине скрывается левиафан — морское чудовище.
103:27 Все они от Тебя ожидают. Господь не только сотворил все сущее, но и заботится о Своем творении.
103:29 скроешь лице Твое. Господь вездесущ; Он наполняет Собою все (Пс 137:7−8). Тем не менее, во гневе Своем Господь в соответствии с условиями завета перестает являть людям Свое присутствие. Все сущее тогда объемлет страх, ибо Бог есть источник всех земных благословений.
103:30 пошлешь дух Твой. Псалмопевец опирается в данном стихе на рассказ о сотворении человека в шестой день, а также на Быт 2:4−8.
103:32 прикасается к горам, и дымятся. Возможно, здесь подразумеваются обстоятельства завета на Синае (см. Исх 19:18).
103:35 Да исчезнут грешники с земли. См. Введение: Характерные особенности и темы.
комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 103