Пс 105 Псалом посвящен истории спасения. Основной темой данного псалма является человеческий грех и сохраняемое, вопреки ему, милосердие Божие. Псалом объединяет характерные черты хвалебного гимна (когда в нем говорится о Боге) и плача (когда речь идет человеческих грехах). Последнее молитвенное восклицание псалма в ст. 47 (ст. 48 представляет собой славословие, завершающее четвертую книгу Псалтири) призывает Господа помочь Своему народу в одолевающих его бедствиях. Стихи 1:47 и 48 данного псалма повторяются в 1Пар, гл. 34−36.
105:1 Славьте Господа. Псалом начинается и заканчивается (ст. 48) призывом славить Господа.
ибо Он благ. Псалмопевец сознает, что источником переносимых Израилем несчастий являются грехи народа, а не природа Божия.
105:3 Блаженны. См. ком. к Пс 1:1.
творящие правду. Как вскоре признает сам псалмопевец, Израиль не столько творил правду, сколько, напротив, непрестанно грешил. Этим и объясняется отсутствие Божиего благословения.
105:4 Вспомни. См. ком. к Пс 104:5.
о мне. Псалмопевец нисколько не сомневается в том, что Господь придет на помощь Своему народу, однако не уверен, удостоится ли он сам Божиего благословения.
105:6 Согрешили мы. Этот стих открывает тему упорного непослушания Израиля воле Господа.
105:7 возмутились у моря. Псалмопевец вспоминает, как предки его соплеменников, бывшие свидетелями десяти казней египетских, усомнились в могуществе Божием, оказавшись между египетским войском и Чермным морем (Исх, гл. 14).
105:9 Грозно рек морю Чермному. Персонифицированное воспроизведение перехода евреев через Чермное (Красное) море.
105:10 спас... избавил. Господь — Спаситель Своего народа. Употребленные здесь древнееврейские глаголы в ВЗ, как правило, имеют значение спасения от угрозы, исходящей от вооруженного противника.
105:13 скоро забыли дела Его. Народ недолго хранил благодарность Господу-Избавителю. Подобно тому как память бывает связана с послушанием (см. ком. к Пс 104:5), скорое забвение сопряжено с греховной непокорностью.
105:17 Дафана... Авирона. См. Чис, гл. 16.
105:19 Сделали тельца. См. Исх, гл. 32.
105:20 променяли славу свою. Т.е. заменили Бога золотым истуканом и поклонялись ему как богу.
105:22 дивное в земле Хамовой. «Земля Хамова» — одно из наименований Египта, встречающееся также в Пс 104:23. Под «дивным» подразумеваются, прежде всего, десять казней египетских.
105:23 Моисей... стал пред Ним в расселине. См. Исх 32:11−14. Моисей предстал перед Богом за весь свой народ и тем самым спас его от Господнего гнева. В определенном смысле этот его поступок прообразует великое служение Иисуса Христа, принявшего смерть во имя спасения Своего народа.
105:24 презрели они землю желанную. Т.е. землю ханаанскую, которую Бог сделал наследием Израиля. Израильтяне же усомнились в Его власти утвердить их в Ханаане (Чис, гл. 13−14).
105:26 поднял Он руку Свою. Этот жест, которым по обычаю сопровождалась клятва, свидетельствует о решимости Господа обрушить кару на головы сынов Израиля.
105:28 к Ваалфегору. Ваал был божеством народов восточного Средиземноморья в те времена, когда Израиль вступил в их пределы. В разных местностях это божество могло принимать несколько отличающиеся одно от другого обличия и, соответственно, имена.
жертвы бездушным. Иначе: «жертвы мертвым». Возможно, имеются в виду погребальные обряды хананеев, носившие черты разнузданных оргий. Эпизод, связанный с поклонением евреев Ваалфегору, описан в Чис, гл. 25.
105:31 вменено ему в праведность в роды и роды. Когда Израиль начал склоняться к язычеству, Финеес сделал все, чтобы остановить народ и вернуть его а пути Господа. За этот праведный поступок Господь вступил в завет с ним и с его родом, навеки вручив ему священническое достоинство.
105:33 огорчили дух его. Точнее: «восстали против духа Его» (Святого Духа), т.е. они не верили Богу, что Он не даст им погибнуть в пустыне.
105:34 Не истребили народов. Господь заповедал Израилю истребить населявшие землю обетованную языческие народы (Втор 7:1−6). Однако израильтяне не сделали этого, и уцелевшие хананеи стали орудием Божиего суда за грехи избранного народа.
105:37 приносили... в жертву бесам. Безжизненные истуканы язычников на деле олицетворяют собой вполне конкретную духовную реальность — бесов.
105:39 блудодействовали поступками своими. Поклоняясь ложным богам, иудеи совершали своего рода духовное прелюбодеяние.
105:43 они же раздражали Его упорством своим. В книге Судей представлена яркая картина цикличного чередования греха, раскаяния в нем и прощения, определявшего собой всю историю избранного народа.
105:45 вспоминал завет Свой. См. ком. к Пс 104:5. Один из важнейших моментов заветных отношений между Богом и избранным народом — Его готовность внять молитвам даже впавших в беззаконие израильтян.
комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 105