Пс 82 Автор псалма говорит от лица всего богоизбранного народа. Он молит Господа защитить Его народ от врагов, грозящих разорить страну, призывает Его восстать и выступить против захватчиков. Хотя в псалме упоминаются некоторые конкретные враги Израиля (ст. 7−9), установить дату его создания невозможно (см. ком. к ст. 6).
82:2 Не премолчи... и не оставайся в покое. Основополагающий момент завета — обещание Бога не оставлять Свой народ. С точки зрения автора, Бог покинул Свой народ перед лицом врага, поэтому псалмопевец начинает свою мольбу с просьбы к Господу явить Свое присутствие.
82:3 враги Твои шумят. Пока Бог безмолвствует, враги поднимаются, чтобы погубить Израиль.
82:6 Здесь и в последующих трех стихах речь идет о сговоре языческих народов против Израиля (ст. 7−9). Однако ни в один известный исторический период эти народы не выступали против Израиля сообща. Более всего данная ситуация близка к периоду войн Иосафата, которые описаны в 2Пар, гл. 20, но там не упоминается Ассур, т.е. ассирийцы.
82:9 для сынов Лотовых. Т.е. для Моава и Бен-Амми, ставших родоначальниками соответственно моавитян и аммонитян (Быт 19:30−38).
82:10 то же, что Мадиаму. Господь дал Гедеону силы разбить мадианитян. Только Божие вмешательство принесло Гедеону победу (ср. Суд, гл. 7).
Сисаре... Иавину. Иавин — царь ханаанский; Сисара — его военачальник (см. Суд 4:5).
82:12 с Оривом и Зивом. Мадиамские князья, схваченные ефремлянами во время битвы Гедеона с мадианитянами (Суд 7:25).
с Зевеем и Салманом. Мадиамские цари, плененные и казненные Гедеоном (Суд 8:4−21).
82:13 возьмем себе во владение селения Божии. Т.е. землю Израиля. Слова, вложенные в уста врагов, должны прояснить богопротивную сущность их заговора против богоизбранного народа и справедливость ожидающей их кары.
82:16 бурею Твоею и вихрем Твоим. Гнев Божий часто сравнивается с яростной бурей (Пс 17:8−16; Наум 1:3).
82:17 взыскали имя Твое, Господи! Псалом открывает душеспасительный смысл кары Божией: познав гневный суд Божий, нечестивые осознают свое безумие и обратятся к Господу.
82:19 Всевышний. Соответствующее древнееврейское слово звучит весьма схоже с титулом, которым хананеи наделяли свое божество — Ваала. Псалмопевец молит Господа судить народы так, чтобы они поняли, что истинный и единственный Бог не Ваал, а Иегова.
комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 82