22:4 вдвое. Поскольку украденное еще не продано, наказание за это преступление не столь суровое, как то, о котором упоминалось в ст. 1.
22:6 терн. Вероятно, терн служил живой колючей изгородью.
22:12 украден будет. Предполагается, что человек, которому было доверено животное, проявил безответственность.
22:16 Если обольстит кто. Законы, касающиеся добрачных связей, возлагали всю полноту ответственности на мужчину.
22:18 ворожеи. Здесь не дается определения ворожбы, но осуждается вся подобная практика в целом (Втор 18:9−13; 4Цар 21:6; Иер 27:9−10; Мих 5:12; Наум 3:4), поскольку любая ворожба является попыткой обойти волю Бога. Будущее находится только в руках Божиих.
22:19 скотоложник. Совокупление с животными (скотоложство), вероятно, было связано с культом плодородия, весьма распространенным в Ханаане. Подобные действия осуждались как извращение (Лев 18:23).
22:21 Пришельца. Эти люди временно проживали на земле израильтян, не имея никакой поддержки со стороны своих близких. Их положение во многом напоминало пребывание израильтян в Египте.
22:22 не притесняйте. О вдовах и сиротах — людях, не имеющих земных защитников, Господь заботится более всего. Он слышит их вопль и готов мстить за них.
22:26 залог. Если в залог бралась одежда ближнего, она должна была возвращаться до захода солнца, чтобы в холодное время суток человек не страдал из-за ее отсутствия (Втор 24:10−11; Ам 2:8).
22:28 судей не злословь. Этот стих апостол Павел цитирует в Деян 23:5. Обращение к представительской власти было равнозначно обращению к Божией власти. Начальник, чья власть исходила от Бога, не должен подвергаться оскорблениям.
22:29 Не медли. Букв.: «не удерживай». Члены общины завета должны были сполна отдавать Богу приношение первых плодов (в данном случае говорится о вине и масле); десятина указывала на то, что Бог владеет всем.
22:31 растерзанного зверем. Это запрещение связано с тем, что кровь животного не была выпущена надлежащим образом.
комментарии Женевской Библии на Исход, 22 глава