28:1 Надава, Авиуда. Это сыновья Аарона, которые впоследствии были убиты за свои беззаконные действия (Лев 10:1−2).
Елеазара. Он стал преемником Аарона (Втор 10:6).
он был священником Мне. Священники (потомки Аарона) служили при жертвоприношениях, заботились о месте поклонения, выступали в роли судей, учителей, архивариусов, бросали священный жребий, а также передавали Божие благословение народу.
28:2 сделай священные одежды. Облачение Аарона как первосвященника имело определенное значение: оно изготавливалось из тех же материалов, что и сам скиния, что символизировало его причастность к скинии. В этой главе перечислены восемь элементов священнического одеяния, четыре из них мог носить только Аарон. О шести говорится в ст. 4, а о двух упоминается позднее: это полированная дощечка на передней стороне кидара (ст. 36−38) и нижнее льняное платье (ст. 42−43).
28:6 ефод. Верхняя одежда первосвященника, состоявшая из двух кусков дорогой ткани, соединявшихся на плечах двумя нарамниками, к которым прикреплялись два камня оникса с вырезанными на них именами двенадцати колен Израилевых. Поверх ефода надевался наперсник с уримом и туммимом (ст. 27; 1Цар 23:9−10).
28:15 наперсник. Наперсник представлял собой сложенный вдвое кусок ткани, на внешнюю сторону которого прикреплялись двенадцать драгоценных камней с вырезанными на них именами двенадцати колен Израилевых.
28:22 цепочки витые. С помощью золотых витых цепочек наперсник прикреплялся к нарамникам ефода.
28:29 будет входить во святилище. Аарон, входя в святилище, нес на своей одежде двойное напоминание об Израиле.
28:30 урим и туммим. Букв.: «свет и совершенство». Эти два древнееврейских слова начинаются первой и последней буквами алфавита (ср. альфа и омега в Откр 1:18). Очевидно, что урим и туммим символизировали право первосвященника на получение откровений от Бога (Чис 27:21; Втор 33:8; 1Цар 23:6−13; 1Цар 28:6; Езд 2:63). Предполагают, что урим и туммим представляют собой еврейский алфавит — буквы, которыми записано слово Божие.
28:31 ризу к ефоду. Под наперсником и ефодом Аарон должен носить голубую ризу с колокольчиками, прикрепленными к ее подолу, чтобы люди, не видя первосвященника, находящегося в скинии перед лицом Господа и совершавшего служение, слышали его.
28:36 Святыня Господня. К кидару (см. ком. к ст. 39) Аарона прикреплялась золотая пластинка — диадима святыни (29:6; 39:30; Лев 8:9); вырезанные на ней слов «Святыня Господня» получались как бы на лбу первосвященника. Эта золотая пластинка являлась символической печатью святости — прообразом «печати Дух Святого» (см. 2Кор 1:22; Еф 1:13; Еф 4:30; Откр 7:4−5).
28:39 кидар. Головной убор (тюрбан).
28:40 сделай... хитоны... поясы и головные повязки. Первосвященнические одежды, кратко описываемые здесь, полагалось носить в присутствии Бога. Рядовые священники носили простые хитоны, не столь богато украшенный пояс и головные повязки, отличавшиеся от тех, которые носили первосвященники.
28:42 нижнее платье льняное. Нижнее платье, обязательное для всех, предназначалось для того, чтобы не нарушать повеления, изложенного в 20:26. Обнажение во время совершения культовых церемоний было принято в древних языческих религиях. В Израиле же подобные действия строго запрещались.
комментарии Женевской Библии на Исход, 28 глава