8:2 жабами. В Египте жабы были связаны с богиней Хекет, которая, как считалось, помогала женщинам при родах. Иконографически богиня изображалась с головой жабы, как, впрочем, и боги Хух, Нун и Амон, олицетворявшие созидательную силу.
8:7 вывели жаб. И вновь волхвы смогли лишь усилить это бедствие (см. 7:22; 9:11 и ком.). Все, что богиня Хекет, «содействовавшая» рождению новой жизни, «смогла» сделать для египтян — это одарить их жабами. И если сама богиня представлялась в образе женщины-жабы, то эти жабы, как в том смогли убедиться египтяне, ипостасями богини отнюдь не являлись. Еще одно божество египтян обернулось в проклятие им.
8:13 И сделал Господь... и жабы вымерли. Поскольку появление жаб и их исчезновение происходило по воле Господа — Бога евреев, — и фараону, и волхвам должно было бы стать понятным, что созидательные силы (см. ком. к 8:2) находятся в Его руке, ибо заклинания магов ни к чему не привели.
8:15 не послушал. Действия Яхве в этих наказаниях направлены на то, чтобы Израиль поверил в Его знамения, а не на то, чтобы убедить фараона отпустить избранный народ. Фараон, которого лично коснулось это бедствие, в первый раз делает уступку.
8:16 персть земная сделается мошками. По мемфисской космогонии, бог-творец Пта (Птах) усилием воли создал из земли (персти) свое тело. Земля послужила ему строительным материалом для создания всего остального; т.е. для фараона должно было быть очевидным, что бог Пта послушно «выполняет» волю Моисея и Аарона, поскольку мошки также возникли из земли.
8:18 не могли. То, что волхвы не смогли воспроизвести мошек (и тем самым усугубить казнь Господнюю), следует рассматривать кок милость Божию, обращенную к египтянам, поскольку, в отличие от первых двух казней, эта непосредственно причиняла страдания людям и скоту: «и были мошки на людях и на скоте».
8:19 перст Божий. Теперь волхвы признают, что имеет место прямое божественное вмешательство. Однако и это не убеждает фараона.
8:20−32 Бог насылает песьих мух на весь Египет, кроме земли Гесем, где живет Его народ. Это бедствие вынуждает фараона прибегнуть к обману.
8:20 он пойдет к воде. Бог являет Моисею Свое предвидение — Он знает, что фараон утром пойдет к реке.
8:21 песьих мух. Древнееврейское слово, стоящее за этим переводом, встречается только здесь и в Пс 77:45; Пс 105:31 («насекомые»). Песьи мухи, по всей видимости, имеют отношение к египетскому богу Анубису, которого изображали с головой шакала (егип.: «собачка»).
8:22 отделю. Наказания второй группы характеризуются тем, что Бог отделяет землю Гесем, где пребывает Его народ, от остальной части Египта. Тем самым Он показывает расположение к Своему народу. Позднее фараон поймет это (9:7).
8:26 отвратительно. Египтяне обожествляли животных, которых израильтяне обычно приносили в жертву.
комментарии Женевской Библии на Исход, 8 глава