13:2 Могущество слова является одной из самых распространенных тем учительной литературы (см. 10:11,13,19; 12:14 и ком.). Всякое мудрое слово созидательно, и тот, кто произносит его, оказывается вознагражденным.
13:3 хранит уста свои. Говорится о сдержанности в речах, когда человек тщательно продумывает последствия своих слов.
широко раскрывает свой рот. Т.е. не задумывается о смысле своих слов и последствиях сказанного.
13:4 ленивого. См. 6:6−11; 12:27 и ком. Ни Бог, ни мир не избавляют человека от ответственности за то, как он проживает свою жизнь.
13:5 Праведник. См. 10:2 и ком.
13:6 См. 10:9 и ком.; 11:3−9.
13:7 Главное в этой пословице — не противопоставление, а сходство людей в их неискренности.
13:8 Богатый человек может с помощью своего богатства выйти из беды, бедного же подобная беда просто минует.
13:9 весело горит. Свет означает жизнь человека, которая может быть долгой и радостной, а может пройти во мраке и унынии (см. 10:27 и ком.).
13:11 Богатство от суетности истощается. Более точный перевод: «Нечестиво приобретенное богатство уходит сквозь пальцы».
трудами. В этом стихе противопоставляются два образа жизни, один из которых — мудрый, а другой — неразумный.
13:12 Эта пословица — своего рода обобщение человеческого опыта: обманутые надежды влекут за собой нравственные потери и чувство безнадежности. Речь идет не столько о немедленном удовлетворении желаний, сколько о стремлении человека достичь желанной цели.
древо жизни. См. 3:18 и ком.
13:13 словом. Т.е. наставлением.
заповеди. См. 3:1 и ком. Практическое значение усвоения мудрости или, наоборот, пренебрежение ею является постоянной темой книги Притчей.
13:14 источник жизни. См. 10:11 и ком.
13:16 Добрый разум. Т.е. способность здравого рассуждения.
приятность. Иначе говоря, признание окружающих.
13:18 Худой посол. Т.е. вводящий в заблуждение тех, к кому он приходит.
в беду. Таким послом был, например, амаликитянин, лживо заявивший, что убил Саула, в надежде заслужить расположение Давида и поплатившийся за это жизнью (2Цар 1:1−16). Вторая часть пословицы говорит о посланнике, приносящем добрые вести.
13:19 См. 1:20−33 и ком.
13:20 См. ст. 12 и ком. Достижение достойной цели украшает жизнь, но глупец не имеет таких целей, ибо не уклоняется от зла.
13:21 Общаясь с теми или иными людьми, человек уподобляется им.
13:22 В основе мудрости, которая приходит с опытом, лежит сознание того, что образ жизни человека всегда имеет свои последствия. Это обусловлено причинно-следственными связями, вытекающими из упорядоченности мира, управляемого Самим Богом.
13:23 оставляет наследство. Воздействие мудрости на жизнь человека не краткосрочно, и очевидность этого воздействия сказывается на семье.
сберегается для праведного. В книге Иова (27:13−19) говорится, что нечестивый человек в конце концов оказывается ни с чем (см. ст. 22 и ком.).
13:25 розги. В данном случае это слово употреблено как метафора и означает наказание как таковое.
13:26 См. ст. 13,19,23 и ком.
комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 13 глава