21:1 Сердце царя — в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис 45:1).
21:3 См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1Цар 15:22; Ис 1:11−17) и является редкой для учительной литературы (см. 15:8 и ком.).
21:4 Гордость очей. См. 6:17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и «надменное сердце».
21:5 Ср. 19:15 и 21:25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями.
21:7 обрушится на них. См. 1:17−19 и ком.; 12:13.
21:9 в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно).
21:10 желает зла. Это сущностная характеристика нечестивости как таковой.
21:12 Праведник. Это слово в древнееврейском тексте можно читать и как Праведный (Господь). Скорее всего стих говорит не о праведнике, на глазах которого наказан нечестивый, а о Божием воздаянии, основой которого выступает праведность Божия.
21:15 Справедливый правопорядок обусловливает благополучие тех, кто живет в согласии с этим установленным порядком. В литературе мудрости постоянно говорится о существовании порядка, который, хотя и является несовершенным из-за присутствия в мире греха, все же поддерживается Богом. Задача людей — понимать законы этого порядка и жить согласно им. В центре его находится завет, а верность ему является частью того, что понимается под выражением «страх Господень».
21:16 См. 2:18; 3:18 и ком. Отказ от мудрости равносилен отказу от жизни как таковой и толкает на путь смерти.
21:17 вино и тук. Здесь — символ расточительности.
21:18 Выкупом. См. 11:8; Исх 21:28−30. Выкуп — сумма, выплачиваемая в качестве погашения долга. Однако в приведенной пословице, по всей вероятности, это слово используется в более общем смысле как указание на выбор между оправданием и осуждением. Вряд ли здесь имеется в виду страдание, переносимое во искупление чужой вины, хотя прообраз страдающего раба (Ис 53) и его исполнение во Христе придают новый смысл данному стиху.
21:19 См. ст. 9 и ком.; 19:13.
21:21 Цели и результаты мудрости представлены здесь в понятиях, характеризующих общественные отношения.
правду. Справедливые взаимоотношения.
21:22 См. 16:32. Грубая сила не может заменить мудрость. Образы данного стиха напоминают о духовном воинстве из 2Кор 10:4.
21:23 См. 13:3; 15:23; 18:13.
21:24 кощунник. См. 9:7; 19:25 и ком.
21:25 См. 19:24 и ком.
Алчба. Сильное желание, жажда чего-то.
21:26 Данную пословицу можно рассматривать как продолжение ст. 25. В противном же случае она является противопоставлением жадности и щедрости.
21:27 См. ст. 3; 15:8 и ком.
21:28 См. 14:25; 19:5,9 и ком.
21:30 Относительность земной мудрости раскрывается в свете разума и могущества Божиих.
21:31 Библейская мысль и литература мудрости как ее составляющая признают, что самостоятельность человека всегда ограничивается властью Божией, однако человек не имеет права отказаться от ответственности под предлогом упования на Господа.
комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 21 глава