10:1−4 В основе ветхозаветной морали лежит закон воздаяния. Каждый человек пожинает то, что сеет: добро или зло (Гал 6:7−8).
10:1 постановляют несправедливые законы. Речь идет не только о судебных решениях, но и о вводимых в Израильском царстве законах.
10:3 в день посещения. В день Господа (см. 2:11 и ком.).
гибель издалека. Нашествие ассирийцев.
10:4 узниками... убитыми. Пророчество о грядущем плене (ср. Иер 39:6−7).
10:5 Ассур. Имя одного из сыновей Сима (Быт 10:22), ставшее этнонимом произошедшего от него народа. Впоследствии Ассирия (Ассур) подчинила себе практически всю Переднюю Азию. Ассирия являлась могущественнейшим государством древнего мира, с которым приходилось считаться даже Египту. Наибольший расцвет этого государства приходится на период с 900 по 650 г. до Р.Х.
жезл гнева Моего. Ассирийцы были таким же бичом для ближневосточных народов, как израильтяне в свое время для народов Ханаана.
10:6 народа нечестивого. Эти слова в равной степени относятся и к Израилю, и к Иудее (ст. 11).
дам... повеление ограбить... и попирать. Функция, которую Господь возложил на ассирийцев, — отнять неправедное богатство и унизить, но не более.
10:7 не так подумает. Ассирия превысит меру дозволенного ей Богом.
10:9 Халне... Дамаск. Названия покоренных городов следуют в географическом порядке — с востока на запад, от Евфрата к Иудее: Каркемиш (717 г. до Р.Х.), Халне (Ам 6:2; 738 г. до Р.Х.), Арпад (740 г. до Р.Х.), Емаф (738 и 720 гг. до Р.Х.), Дамаск (732 г. до Р.Х.) и Самария (722 г. до Р.Х.); см. также 36:19; 37:12−13.
10:10 кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии. От количества кумиров (богов-покровителей и их идолов), по верованиям древних, зависело благополучие и крепость царства. Римляне, например, с этой целью присоединяли к своему пантеону богов и богинь соседних народов.
10:12 Свое дело. Суд над Иудеею и, в частности, над Иерусалимом.
царя Ассирийского. Поскольку Исаия не называет имени этого царя, то с определенной долей вероятности можно предположить, что речь идет о Тиглатпаласаре III и о взятии им Самарии в 734 г. до Р.Х.
10:15 Величается ли секира. Гордость и самоуверенность ассирийских царей несовместима со скромной ролью орудия в руке Божией, каковым Ассирия являлась.
10:16 За то. За самоуверенность, надменность и жестокость ассирийцев.
пошлет чахлость... возжет пламя. Беды, которые постигнут Ассирию.
10:17 Свет Израиля... Святый его. Парафразы, означающие Иегову. Иегова — огонь, поядающий нечестивых (Втор 9:3).
в один день. Внезапно и быстро. Это пророчество исполнилось в 608 г. до Р.Х., когда Ассирия пала под натиском соединенных сил Мидии и Вавилона.
10:18 лес его и сад. Образ ассирийского войска.
10:19 остаток дерев. От былого могущества Ассирии не останется почти ничего: и малое дитя сумеет пересчитать всех оставшихся в живых ассирийских воинов.
10:20 в тот день. Очевидно, после падения Ассирии в 608 г. до Р.Х.
спасшиеся из дома Иакова. Иудея.
10:21 Остаток обратится. Речь идет о покаянии и обращении к Господу народа иудейского.
к Богу сильному. Эль Гиббор — таким именем называет пророк Исаия Господа в данном тексте, поскольку подразумевает, что Господь явил Свою силу в ниспровержении и разрушении Ассирии (которая к описываемому времени уже падет).
10:22 песку морского. Эти слова напоминает об обетовании, которое Господь дал Аврааму (Быт 22:17; ср. 3Цар 4.20).
определено. Кара Господня необратима и окончательна (ст. 23; 28:22).
изобилующею правдою. См. ком. к 1:21.
10:25−26 В этих стихах предсказывается поражение Ассирии, которое произойдет очень скоро («Еще немного, очень немного», ст. 25). Поэтому здесь следует усматривать пророчество о поражении ассирийского войска Ангелом Господним под стенами Иерусалима (37:35).
на истребление. Народы, служившие Богу орудиями истребления, сами будут истреблены.
10:26 как во время поражения Мадиама. Гедеон совершил этот разгром за одну ночь (Суд 7:22).
у скалы Орива. Скала, у которой погиб мадиамский князь Орив (Суд 7:25).
как на Египет. Господь Бог истребит ассирийцев так же, как некогда потопил египетское войско в Чермном море.
10:27 в тот день. Т.е. когда свершатся пророчества (ст. 26).
от тука. Народ Израиля сбросит бремя ассирийского гнета подобно тому, как тучный вол разрывает тяготящее его ярмо.
10:28−32 Аиаф... Сиону. Данный стих изображает нашествие ассирийцев на Иудею, перечисляя с севера на юг завоеванные ими города: Аиаф, Мигрон, Михмас, Геву, Раму, Гиву, Галим, Лаис, Анафоф, Мадмену, Гевиму и, наконец, Нов, очертания которого видны с вершины Сиона.
10:33−34 Ассирийское владычество будет изнурять Иудею казнями, но за этим неотвратимо последует вмешательство Господа Саваофа (1:9,24 и ком.).
10:33 страшною силою. В данном стихе находит подтверждение мысль, изложенная в ст. 2:2−22: ничто не может сравниться с Богом в величии и могуществе.
10:34 чащу леса... Ливан. Уподобление ассирийского войска могучим лесам Ливана.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, 10 глава