17:1−14 Пророчество о суде над Дамаском, изложенное в данной главе, может быть датировано временем сирийских походов 734−732 гг. до Р.Х.
17:1 Пророчество. См. 13:1. В данном случае слово «пророчество» созвучно слову «приговор».
о Дамаске. Дамаск был столицей Сирии, важным торговым пунктом, соединявшим Месопотамию, Египет и Аравию. Город был захвачен Тиглатпаласаром III в 732 г. до Р.Х.
17:2 Ароерские. Города восточной Палестины (Нав 12:2 и 13:25).
17:3 твердыни Ефремовой. Т.е. опоры Израильского царства, которой являлась союзная с ним Сирия.
17:4 умалится слава Иакова. Царства Иудейского тоже коснутся беды северных соседей — Сирии и Израиля.
17:5 в долине Рефаимской. Плодородная долина к юго-западу от Иерусалима (Нав 15:8; Нав 18:16; 2Цар 5:18,22; 1Пар 14:9).
17:7−8 к Творцу... на дело рук. Исаия противопоставляет деяния Бога и дела рук человеческих.
человек. Т.е. верный остаток Израиля.
17:8 на кумиры Астарты и Ваала. Астарта почиталась хананеями как богиня плодородия (27:9; Исх 34:13; Втор 16:21; Суд 2:13).
17:9−11 Эти стихи содержат проклятие Дамаску.
17:10 забыл... не воспоминал. Исаия говорит об отступничестве Дамаска (Втор 4:9,23,31; Втор 8:11,14,18,19; Втор 25:19; Втор 32:18).
Бога спасения твоего. См. 43:3; 49:26; 62:11.
о скале прибежища. О Господе Боге. Источником силы народа Божиего являете вера (25:4; 27:5), каким бы войском он ни располагал и какой бы политики ни придерживался (17:9; 23:4,11,14; 30:2).
увеселительные сады... от чужой лозы. Эти слова напоминают о ханаанских обрядах плодородия и одновременно о взаимоотношениях Израиля с соседними народами.
17:11 заботился, чтобы оно росло. Пророк здесь говорит, что Израиль поддерживал языческие культы и заботился об их укоренении.
17:12 как шумит море. Пророк уже слышит шум идущего на Израиль ассирийского войска.
17:13 как прах... пыль. Ср. 29:5; 41:15−16; Пс 82:13.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии, 17 глава