13:1 льняной пояс. Льняной пояс, или набедренник символизирует сокровенные отношения, установленные Богом со Своим народом. Льняное одеяние напоминает об Израиле как о «царстве священников» (Исх 19:26; Исх 28:31).
13:4 к Евфрату. Можно предположить, что на самом деле речь идет о каком-то более близком месте (возможно, это расположенная неподалеку от Анафоф Фара, название которого, тем не менее, напоминает о Евфрате и, следовательно, о вавилонском плене.
13:6 По прошествии же многих дней. Т.е. после многих лет изгнания.
13:7 испорчен, ни к чему стал негоден. Порча пояса символизирует развращение народа, уже недостойного общения с Богом.
13:12−13 Я наполню вином до опьянения. В этом стихе вино является символом гнева Божиего (25:15−19).
13:16 темноты... света... тень смерти... тьмою. «Свет» и «тьма» являются распространенными метафорами спасения и суда (Ис 9:2; Ам 5:18−20); выражение «тень смерти» встречается также в Пс 22:4.
13:18 царю и царице. Возможно, речь идет о царе Иехонии и его матери Нехуште (4Цар 24:8); в таком случае пророчество относится ко времени нашествия Навуходоносора на Иерусалим в 597 г. до Р.Х. (см. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания).
упал с головы вашей венец славы. См. 22:24−26. Этот стих провозглашает конец исторической династии Давида и ставит, таким образом, под вопрос данное ему обетование (2Цар, гл. 7); новое исполнение этого обетования см. 33:14−26.
13:19 Южные города. Города, расположенные в засушливых южных областях Иудеи и защищавшие ее от соседей — союзников Вавилона (таких, как моавитяне; см. 4Цар 24:2), уже не могли спасти страну от разграбления, и, таким образом, «гордость» Иудеи не имела под собой никаких оснований.
13:20 от севера. См. 4:6. Иудея уязвима как с юга (ст. 19), так и с севера.
13:22 открыт подол у тебя. Образ общественного позора.
13:23 Может ли Ефиоплянин... пятна свои? Этот риторический вопрос обнаруживает присущую пророчеству в целом уверенность в том, что Иудея неспособна к покаянию и послушанию Богу (31:31−34 и ком.).
13:24 как прах. Ср. Пс 1:4.
13:25 жребий. Слово, первоначально обозначавшее жребий, по которому земля была разделена между коленами иудейскими (Нав 14:2), теперь означает изгнание из этой земли.
13:27 прелюбодейство твое и неистовые похотения. См. 5:8 и ком.
Доколе же? Как правило, это восклицание является частью обращенной к Богу молитвы (см. 12:4; ср. Пс 12:1), в данном стихе Господь как бы возвращает его людям.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 13 глава