16:1 — 17:18 Иеремия получает запрещение жениться и каким-либо иным образом участвовать в мирской жизни, что служит знаком надвигающегося суд (16:1−21). Гл. 17 раскрывает различия между судьбами тех, кто надеется на человека, и тех, кто уповает на Бога (17:1−18).
16:2 не бери себе жены. Этот запрет объясняется исключительно характером пророчества Иеремии, призванного возвестить участь Иудеи; безбрачие пророка — залог его бездетности (см. 1Кор 7:26).
на месте сем. Бездетность Иеремии имеет символический смысл, особенно для Иудеи и Иерусалима.
16:3−4 Обреченный на бездетность, пророк своей судьбой свидетельствует о том, что впереди у Иудеи нет будущего.
тяжкими смертями. Ср. Втор 7:15.
ни похоронены. См. ком. к 7:33.
навозом. См.8:2.
мечом и голодом. См. 14:12.
16:7 не будут преломлять для них хлеб... не подадут им чаши. Описание траурного обряда, возможно, связанного со смертью родителей.
16:8 Не ходи... пиршества. Этот третий запрет также имеет символическое значение.
16:9 прекращу... голос невесты. См. также 7:34. Голоса радости и веселья созвучны времени мира и надежды, см. Мф 24:38−39.
16:12 еще хуже отцов ваших. Несмотря на то, что на нынешнем поколении лежит вина его предков (14:20), оно в ответе и за собственные грехи (31:29−30; Иез 18:2−4).
16:13 выброшу вас из земли сей. Речь идет о скором изгнании (см. Втор 28:36,64).
служить иным богам. Этой карой Господь поможет Иудее познать бессмыслие чужеземных богов.
16:16 рыболовов... охотников. Данный стих изображает Иудею добычей Господа.
со всякой горы... из ущелий скал. Иными словами, для Иудеи не будет спасения (23:24; Ис 2:19).
16:17 См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение».
16:21 покажу... покажу... и узнают. Ср. 31:18.
имя Мое — Господь. Речь идет не о простом фактическом знании, а о проникновенно-личном узнавании Бога.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 16 глава