23:3−8 Иеремия пророчествует о новом исходе и о восстановлении царств Давида.
23:3 соберу. Крушение царской власти означает, что Господь Сам займет место царя (24:7 и ком.).
остаток. По сути дела, собирание остатка свидетельствует о непрестанном попечении Бога о Своем народе и Его промысле об исполнении завета. В данном контексте понятие остатка предполагает прежде всего, что некоторая часть Иудеи (ср. Рим 11:17−24) будет уничтожена, разделив судьбу своих царей, покинутых Богом и понесших заслуженное наказание.
стада Моего. На месте пастыря оказывается Сам Господь (Пс 22).
будут плодиться и размножаться. Ср. Исх 1:7.
23:4 поставлю над ними пастырей. Под властью Пастыря они станут пастырями добрыми и с верою будут править царством нового века (Мих 5:5).
23:5 восставлю Давиду. В основе этих слов лежит 2Цар 7:12; обетование Мессии есть исполнение обещанного Давиду (Мф 1:1,17).
Отрасль праведную. Мессианское понятие; см. Ис 4:2; Ис 11:1; Зах 6:12 (где Зоровавель выступает прообразом Христа).
23:6 Иуда ... Израиль. Объединение народов — одна из примет мессианского века (Иез 37:15−22).
безопасно. Благословения, связанные с царством Мессии, полностью охватывают и сферу телесного, и сферу духовного.
имя. Имя человека не только отличало его от других людей, но и указывало на свойства его души (см. Ис 7:14; Ис 9:6).
Господь оправдание наше! Эти слова напоминают о значении имени Седекии — Господь — моя правда, — вопреки которому он поступал всю свою жизнь.
23:9 О пророках. См. статью «Пророки».
23:14 они прелюбодействуют... своего нечестия. С точки зрения Ветхого Завета, правая вера и праведная жизнь нераздельны; неудивительно, поэтому, что те, кто не прислушивается к слову Божиему, потворствуют злу (см. 29:21−23).
как Содом... как Гоморра. См. 20:16; Ис 1:9 и ком.
23:18 стоял в совете Господа. Господь многократно изображается восседающим в сонме небесных существ (3Цар 22:19−22; Иов 1:6; Ис 6:1−8). Однако ветхозаветное изображение человека, стоящего в небесном совете, является уникальным в древней литературе Ближнего Востока. Вместо божественных существ, служивших вестниками богов, представителем Божией власти становится пророк.
23:21 Я не посылал. См. 14:14.
они сами побежали... пророчествовали. С усердием и самонадеянностью ложные пророки распространяли свое учение. См. статью «Пророки».
23:23 вблизи... вдали. Ничто не может укрыться от ока Божиего (см. Пс 138:2; Ам 9:2−3). Ср. Втор 30:11−14.
23:24 См. статью «Вездесущий и Всемогущий».
скрыться... Я не видел бы его. См. Пс 138:7−12.
Не наполняю ли Я небо и землю? См. Ис 6:3. Эти слова относятся к ложным пророкам, которые не могут укрыться от Бога.
23:25 мне снилось, мне снилось. Во сне пророк мог воспринять откровение (Чис 12:6; ср. Иоиль 2:28).
23:28 сон... слово... у мякины... с зерном. Между ложным сновидением и истинным пророческим словом бездна различий, как между мякиной и зерном.
23:29 огню... молоту. Это уподобление означает, что невозможно заблуждаться относительно истинного слова, которое обладает несокрушимой силой.
23:30−32 Я — на пророков. Троекратное повторение усиливает значение этих слов.
23:30 которые крадут слова Мои друг у друга. См. 3Цар 22:24.
23:39 забуду. Народ, забывший Бога, будет отвергнут от лица Его.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 23 глава