32:1 в десятый год Седекии. Т.е. в 587 г. до Р.Х. В последний раз Иерусалим был осажден в 588 г. до Р.Х., а падение города произошло в следующем году. Данная глава повествует об одной из нескольких встреч Иеремии и Седекии (см. 21:3−7; 34:1−7; 37:3−8,17−20; 38:14−28).
32:7 в Анафофе. Т.е. в родном городе Иеремии (см. 1:1).
по праву родства тебе надлежит купить его. Скорее всего, Анамеил должен был продать поле, чтобы покрыть долг, а Иеремии, как родственнику, надлежало выкупить его имущество (см. ком. к 31:11). Приобретение поля в то время, когда народ оказался перед лицом утраты всей своей земли, на первый взгляд, казалось бессмысленным.
32:9 семь сиклей серебра и десять серебренников. Скорее всего, это была обычная цена, хотя в данных обстоятельствах поле вообще ничего не стоило.
32:15 домы и поля и виноградники... в земле сей. Символический смысл заключенной сделки в том, что Иудея снова сможет обладать своей землей и наслаждаться жизнью во исполнение обещанного нового завета (29:14 и ком.; 31:38,40).
32:20 чудеса и знамения. См. Исх 7:3.
между всеми людьми. Власть Божия распространяется на все человечество.
32:21 Ср. Втор 26:8. См. также ст. 20; Исх 15:14−16.
32:29 сожгут. См. 21:10; 34:2; 37:8.
на кровлях... возносились курения Ваалу... возлияния чужим богам, чтобы прогневлять Меня. Перечисление грехов, в которых Иеремия обвинял Иудею (см. 1:16; 7:18; 19:13, а также Втор 31:29).
32:33 с раннего утра. См. 7:13.
не хотели принять наставления. См. 2:30; 5:3; 7:24; 11:8.
32:35 Молоху. Имя божества аммонитян (см. 49:1,3; Лев 18:21).
32:36 Господь вновь говорит о неотвратимой участи Иерусалима. Непредсказуемость и неожиданность сказанного в ст. 26−35 объясняют слова ст. 27: «есть ли что невозможное для Меня?» (ср. ст. 17).
32:37 Иеремия вновь подтверждает данное Моисею обетование спасения из плена (Втор 30:3−5).
32:38 См. 30:22; 31:33.
32:40 вечный завет. Новый завет не может быть нарушен, поскольку он основан на искупительной жертве Христа (ср. Ис 55:3).
чтобы они не отступали от Меня. Благотворительность Божия, однако, не снимает с людей ответственности.
32:44 запечатывать и приглашать свидетелей. См. ст. 10.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иеремии, 32 глава