Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Плач Иеремии | 3 глава

Новой Женевской Библии


3:1−66 В то время как общее горе выражается в индивидуальном плаче, надежда и утешение поддерживаются верой в Божию милость и любовь.

3:1 Я человек. Плач одухотворен пламенной любовью к отечеству, наряду со скромной сдержанностью относительно личности составителя.

3:2 ввел во тьму, а не во свет. Ср. Ис 9:2. Тьма служит метафорой бедствий, богооставленности, свет олицетворяет спасение и блаженство. Ср. Ам 5:18.

3:4 кожу мою... кости мои. Ср. Иов 13:28; Ис 38:13.

3:5 горечью и тяготою. Душевные и физические страдания сопутствуют друг другу.

3:6 давно умерших. Вера в любовь Божию рождает упование, преодолевающее даже смерть (см., напр., Пс 48:16; Пс 72:24).

3:7−9 окружил меня стеною... отяготил... преградил дороги мои, извратил стези мои. Т.е. поставил в чрезвычайно тяжелое положение (ср. Пс 87). См. Пс 9:22; Пс 12:2; Пс 21:3.

3:10−12 как бы медведь... целью для стрел. Ужас и отчаяние ассоциируются с опасностями, подстерегающими путешественника.

3:14 стал посмешищем. См. Пс 68:12; Иер 20:7.

народа моего. Унижение пророка живописует бедственное положение самого народа.

3:17 удалился мир... забыл о благоденствии. Эти условия, являющиеся результатом благодати, ныне отсутствуют.

3:18 погибла сила моя и надежда моя на Господа. Состояние безнадежности богооставленности достигает кульминации.

3:20 помнит это душа. Душевная боль пророка передает страдания всего народа (см. 1:7).

3:21 Вот, что я отвечаю сердцу моему. Воспоминания, некогда усугублявшие отчаяние, ныне внушают надежду (ср. Пс 76:4−16).

3:22−24 Это кульминация всей книги. Ощущение отвергнутости Богом сменяется надеждой, которая зиждется на знании Его сущности и верности обетованиям. См. Пс 21.

3:22−23 См. Пс 135:1.

3:22 по милости. Букв.: «непоколебимая любовь». Это основное определение Бога в Его отношениях завета с Израилем. Оно означает Его верность Своему народу.

милосердие. Верность Бога завету неотделима от Его милосердия. Милосердие Божие неистощимо. Гнев Божий на Свой народ прекратится, поскольку милость Его вовек (ср. 4:22; Ос 11:8).

3:23 каждое утро. Любовь Божия принесет утро спасения (ср. Пс 89:14; Мал 4:2; Лк 1:78).

верность. Неограничена и неизменна верность Бога (ср. Авв 2:4).

3:24 часть моя. Это выражение отражает принципы землеустройства у израильских племен. Священники и левиты, не обладавшие земельным уделом, имели Господа в качестве «своей части» (Числ 18:20; ср. Пс 72:26).

3:25 Господь... ищущей Его. Бог всегда благ по отношению к тем, кто уповает на Него (ср. 1Пар 28:9). Тройное «блаженство» в данном контексте (ср. ст. 26−27) заключено в исходящей от Него благодати (ср. ст. 17, где древнееврейское слово «благо» в одном из значений передается как «благоденствие»).

3:27 в юности своей. Скорее всего, имеются в виду страдания, перенесенные Иеремией в юные годы, косвенно указывается на избавление от них. Народ тоже может надеяться на милосердие Господа, которое придет на смену нынешним испытаниям.

3:28−30 сидит ... поношением. Пророк увещевает страдающих перетерпеть нынешние несчастья в ожидании милосердия Божия.

3:28 сидит уединенно. Ср. 1:1.

3:30 подставляет ланиту свою. Унижения, претерпеваемые Израилем, предвосхищают унижения Христа (ср. Ис 50:6; Мф 26:67).

3:31−33 Господь милостив и гнев Его не может длиться бесконечно (Пс 29:6; Ис 54:7; Ос 6:1). Милосердие неотделимо от неколебимой Божией любви. Бог поражает людей «не по изволению сердца», даже когда наказывает.

3:34−36 Бог не может потворствовать неправедному суду и попранию беззащитных. Ср. Иов 8:3. Но Он допустил это, ибо в справедливом наказании заключена милостивая любовь Господа.

3:37−38 Все происходит по слову Божию (ср. Быт 1:3).

3:38 Коль скоро все происходит по слову Господа, ни один человек не может сетовать на то, что Бог посылает бедствия в наказание за грехи.

3:39 всякий сетуй на грехи свои. Достойное сожаления состояние Иерусалима — плод греха и непослушания. Призывы к покаянию не услышаны, а посему воздаяние Господа неотвратимо и справедливо.

3:40−42 Испытаем... упорствовали. Призыв к покаянию.

3:42 Ты не пощадил. Признание справедливости Божиего отказа в прощении.

3:43−45 Ты покрыл... среди народов. Пророк вспоминает о прямо противоположных действиях Бога при исходе, когда, разгневанный на врагов Израиля, Он поразил их. Тогда облако было знаком благоволения, и Бог ценил Израиль более всех других народов.

3:48 Потоки вод. Между судьбой народа и участью пророка очевидна неразрывная связь.

3:49 Око мое изливается. Выражение неизбывной скорби (ср. Пс 6:7; Пс 41:4; Иер 9:18).

3:52 враги мои, без всякой причины. Ср. Пс 34:19; Ин 15:25.

3:53 в яму. Ср. Пс 27:1; Пс 87:7. Здесь также возникают ассоциации с событиями из жизни Иеремии (ср. Иер 38:6).

3:55 Я призывал... из ямы глубокой. См. Пс 29:2; Иона 2:2−7. Это предвосхищает страдания Христа как праведного Слуги Господня.

3:56 Ты слышал голос мой. Пророк изливает свое плачущее сердце перед Богом милосердия и уверяется в том, что Господь услышал его молитву (ср. Пс 6:9−11).

3:57 не бойся! Ср. Ис 41:10; Мк 6:50.

3:58−66 В этом разделе раскрывается тема безвинного искупительного страдания.

3:58−59 дело души моей; искуплял жизнь мою... дело мое. См. Иер 50:34. Враг Иеремии были его единоплеменниками, и пророк взывает к Господу о воздаянии «по делам рук их».

3:61−66 Ты слышишь, Господи... из поднебесной. Освобождение Иеремии из рук врагов, которые и сами происходят из племени Иудина, становится символом спасения самой Иудеи.

комментарии Женевской Библии на Плач Иеремии, 3 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.