2:1−17 Иоиль призывает всех жителей страны (ст. 1) приготовиться к скорому и неминуемому нашествию армии Божественного Воителя. Если у народа будет сокрушенное сердце, Господь может сжалиться над ним и «оставит... благословение» (ст. 14).
2:1 Трубите трубою. Музыкальный инструмент из бараньего рога. Его звук означал сигнал тревоги, в данном случае — наступление дня Господня.
трепещут. Все вострепещут, когда раздастся зов трубы (Ам 3:6; Соф 1:14−16).
на Сионе... на святой горе Моей. Т.е. в Иерусалиме.
2:2 день тьмы и мрака, день облачный и туманный. Наступление дня Господня (ср. Соф 1:15; Ам 5:18,20) описывается в выражениях, схожих с теми, которые употреблялись при описании явлений Господа в прошлом (Втор 4:11; Втор 5:22−23; Пс 96:2).
распространяется по горам народ многочисленный и сильный. Воинство Господне, пришедшее покарать Израиль, уподобляется полчищам саранчи (ср. 1:6) и несметной армии завоевателей (ст. 4−11).
2:3 опустошенная степь. Противопоставление земли, подобной саду Едемскому, и опустошенной степи (Быт 13:10; Ис 51:3; Иез 28:13−19; Иез 31:8,9,16−18; Иез 36:35) создает картину тех разрушений, которые принесет с собой неминуемое нашествие.
2:5 Воинство завоевателей вновь сравнивается с нашествием саранчи (ср. Откр 9:1−11). Как и в описании пришествия Господа в Мих 1:3−4, употребляемый здесь язык символичен.
2:7−9 Воины эти прекрасно обучены, дисциплинированы, неуязвимы и безжалостны, им сопутствует успех и «город» становится их добычей (ср. Исх 10:6).
2:10 земля, ... небо; солнце и луна.., звезды. Пришествие Господа потрясет вселенную и превратит ее в хаос. Весь космос должен содрогнуться (ст. 31; Иер 4:23−26; Иез 32:7,8; Наум 1:5; Авв 3:6,10).
2:11 пред воинством Своим. Т.е. воинство Самого Господа, исполняющее Его повеления. День Господень велик (2:31; Соф 1:14) и страшен (Мал 4:5).
2:12 Но и ныне... обратитесь. Сам Господь указует путь, как можно избежать Суда: обращение к Нему всем сердцем и полное раскаяние.
в посте, плаче и рыдании. Внешние проявления покаяния (Иона 3:5−9; Езд 10:1−6; Есф 4:3).
2:13 Раздирайте сердца... а не одежды. См. статью «Законничество».
Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Призыв к раскаянию подкрепляется своего рода вероисповедальной формулой о том, каков Господь по Своей природе. Восходит это выражение к Исх 34:6−7 и неоднократно повторяется в ВЗ (напр., Чис 14:18; Пс 85:15; Пс 102:8; Пс 144:8; Неем 9:17; Иона 4:2).
2:14 Кто знает, не сжалится ли Он. Все сказанное о Боге в ст. 13 нисколько не ограничивает Его свободы и самовластия (ср. Исх 33:19; 2Цар 12:22; Плач 3:29; Иона 3:9; Соф 2:3).
2:15−16 Наставления о том, как должно совершаться обращение к Господу: назначить пост и устроить собрание (ст. 15), на которое должен явиться весь народ, включая старцев, отроков и грудных младенцев, и тех, кто после свадебного обряда вошел в брачные чертоги (ст. 16).
2:17 Пророк снова обращается к священникам, призывая их плачем и молитвами взывать к Господу о пощаде.
Между притвором и жертвенником. Здесь в храме находилось место, где священники возносили молитвы за народ (3Цар 8:22; Иез 8:16).
2:18 — 3:21 Господь, Бог Завета, дает обетование об обновлении и возрождении страны и народа Своего, поскольку описанные в 1:2 — 2:17 скорби и напасти привели людей к покаянию. Искупительное обновление народа Божия по прошествии некоторого времени увенчается окончательным сокрушением врагов Иудеи и превознесением Сиона.
2:18−27 Покаяние приведет к тому, что земля снова станет плодоносной.
2:18 Обетование о грядущем возрождении.
2:19 Господь ответит на молитвы народа Своего.
2:20 И пришедшего от севера удалю от вас. Вероятно, здесь говорится о нашествии иноземных завоевателей, исполняющих роль многочисленного и могучего воинства Господа. В отличие от саранчи, которая, как правило, появлялась с востока или с юга, нашествия иноплеменников часто происходили с севера. Ср. Иер 1:14−15; Иер 4:6; Иер 6:1,22; Иез 38:6,15; Иез 39:2.
2:21−24 Господь устами пророка обещает благосостояние и изобилие всему живому на земле.
2:25 См. ком. к 1:4.
2:26 Дарованные Господом изобилие и безопасность подвигнут народ Его к славословию (ср. Втор 8:10).
2:27 Все эти события, ставшие знамениями благоволения Божия, еще раз напомнят народу о том, что Господь пребывает с Израилем, что Он — Бог завета, и нет иных богов.
2:28−32 Иоиль пророчествует о необычайном излиянии Духа Божия, которое произойдет перед наступлением дня Господня.
2:28−29 Моисей когда-то молитвенно возжелал, чтобы Господь даровал всему народу Завета способность быть пророками (Чис 11:29); Иоиль же предсказывает, что это исполнится в славном будущем Израиля. Петр провозглашает, что исполнение этого пророческого прозрения совершилось в день Пятидесятницы при сошествии Духа Святого (Деян 2:16−21), давшего возможность уверовавшим нести свидетельство об Иисусе Христе (Деян 1:8).
2:28 И будет после того. Свои последующие предсказания пророк Иоиль относит к более позднему времени.
излию. Обещание нисшествия Духа Святого (Иез 39:29; Зах 12:10), Которого могут сподобиться все верующие (Чис 11:29).
будут пророчествовать... сниться сны... видеть видения. См. Чис 12:6; Иер 31:31−34; Иез 36:26−29.
2:30−31 Указание на космический характер событий, которые послужат предзнаменованием великого и страшного дня Господня. См. также Ис 13:10; Иез 32:7−8; Ам 8:9; Соф 1:14−17.
2:32 всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Ср. 3Цар 18:24; Пс 104:1; Ис 12:4; Иер 10:25; Зах 13:9.
будет спасение... и у остальных, которых призовет Господь. Имеются в виду те, кто откликнулся на зов Господа с верою.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иоиля, 2 глава