Автор
Как ветхозаветная, так и первоначальная христианская Церковь считают составителем этой книги Моисея. Моисей в сущности не является автором-сочинителем, он просто записал то, что говорил Господь. Личность записывающего остается в стороне, ее не видно. В центре стоит Сам Господь, служение Ему, Его заповеди, приносимые Ему жертвы. В древние времена эту книгу называли еще «Правила священников» или «Жертвенный закон». Латинская форма греческого названия книги Левит означает «О левитах», поскольку речь в ней идет о священстве, которое происходило из Левиина колена.
Время и обстоятельства написания
В книге Левит много раз встречаются слова Бога, адресованные Моисею и его брату Аарону, однако в ней нигде не говорится о том, когда и при каких обстоятельствах эти слова были записаны. Поскольку книга Левит является логическим продолжением книги Исход, можно предположить, что она написана Моисеем вскоре после написания Исхода — во второй половине XV в. до Р.Х. Некоторые исследователи считают, что Левит был написан в период пленения (ок. VI в. до Р.Х.), спустя много веков со времен Моисея. Подобная точка зрения беспочвенна, поскольку содержание книги не соответствует столь позднему периоду: изображенные здесь идеалы богослужения и святости были приняты в Израиле задолго до падения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. Церемония поклонения во втором, восстановленном, храме в значительной степени отличалась от той что описана в книге Левит, к тому же книга Левит цитируется в более ранних книгах, таких, как Второзаконие, Книга пророка Амоса, и в особенности в Книге пророка Иезекииля. Другие аргументы, отвергающие факт написания книги Левит во времена Моисея, также весьма неубедительны. Более подробно об этом см. статью «Введение в Пятикнижие».
Характерные особенности и темы
Ни одна из книг Ветхого Завета не содержит в себе столько тайн для современного читателя, как книга Левит: понадобится богатое воображение, чтобы получить достаточно четкое представление об обрядах и ритуалах, символизирующих жертвоприношение, грехопадение и искупление, святость. Богатство символов делает ее для многих книгой за семью печатями.
Отсутствие подробного разъяснения ритуалов и обрядов создает дополнительные трудности. Автор уходит от детального описания того или иного обряда, полагая, что они хорошо известны его современникам (в ветхозаветном мышлении эти обряды и ритуалы занимали центральное место). Любой израильтянин знал, почему в каждом конкретном случае приносилась именно такая жертва или что означал тот или иной жест. Нам же для того, чтобы понять все это, важно не упустить ни единого намека, содержащегося в тексте, и даже в каком-то смысле научиться читать между строк.
Книга Левит представляет собой часть закона, данного при заключении завета на горе Синай. Идеи, которыми проникнут весь Синайский завет, являются общими и для этой книги. К ним относится и учение о суверенной Божией благодати, выразившейся в избрании Им Израиля, и о нравственных требованиях Господа. Некоторые темы в книге звучат наиболее ярко и выразительно. Это прежде всего тема Божиего присутствия среди Его народа, а также святости Божией и, как следствие, необходимости для народа Божия быть людьми святыми (11:45). Но поскольку человек грешен, он не может пребывать со Святым Богом — соприкосновение грешника с божественной святостью может привести к смерти. Поэтому очищение от греха посредством принесения жертвы имеет первостепенное значение. Эти темы развиваются в следующем порядке.
1. Божественное присутствие. Любой акт поклонения совершается перед Господом (напр., 1:2), Который обитает среди Своего народа в скинии собрания. Поскольку Бог присутствует в Святом святых, вход в него закрыт для всех кроме первосвященника, который может войти туда только один раз в год — в День очищения (16:17). Хотя обычно Божие присутствие невидимо, в особых случаях (напр., при посвящении священников) Бог мог являться в огненном облаке (9:23−24). Бог удостоил Свой народ величайшей чести, соблаговолив обитать среди него (26:12).
2. Святость. «Будьте святы, потому что Я свят» (11:45) — это главная тема книги Левит. Своим характером человек должен быть подобен Богу, подражая Ему в своей повседневной жизни. Святость Бога предполагает, что Он является источником совершенной жизни в ее физических и нравственных проявлениях. Животные, приносимые Ему в жертву, должны быть без порока (1:3), а священники представляющие Бога человеку и человека Богу, не должны иметь никаких физических недостатков (21:17−23). Те же, кто страдал какими-либо истечениями, в особенности истечениями крови, или имел пораженную болезнями кожу, отстранялись от богослужения до тех пор, пока не излечивались (гл. 12−15). Физическое здоровье рассматривается как символ совершенства божественной жизни. Однако святость выражает также и духовную сущность человека, черты которой проявляются в нравственном поведении. Тема святости особенно подчеркивается в гл. 17−25 которые в основном посвящены личной этике. Смысл сказанного здесь можно кратко выразить в следующих словах: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (19:18).
3. Огищение посредством жертвы. В книге Левит дается полное описание системы жертвоприношений (гл. 1−7) роли священников (гл. 8−10; 21−22) и основных всенародных праздников (гл. 16; 23; 25). Цель религиозно-обрядовых очищений — сделать возможным пребывание Святого Бога среди Своего грешного народа.
Через описание разного рода обрядов и ритуалов в книге изображается характер Бога, Который еще глубже раскрывается в Новом Завете. Книга Левит учит, что Бог является источником совершенной жизни, что Он любит Свой народ и желает обитать среди него. В этом просматривается предзнаменование воплощения, когда Слово стало плотью и обитало с нами (Ин 1:14). Вместе с тем в книге ясно показана человеческая греховность: вскоре после того, как сыновья Аарона были поставлены на священство они осквернили свое служение и умерли, будучи осуждены Богом (гл. 10). Посредством этих образов книга Левит раскрывает всеобщность человеческого греха: впоследствии эту истину подтвердили Иисус (Мк 7:21−23) и апостол Павел (Рим 3:23). Человек, оказавшийся между божественной святостью, с одной стороны, и человеческой греховностью — с другой, испытывает непреодолимую нужду в искуплении. Именно в этом книга Левит может более всего помочь христианам, так как ее идеи взяты и развиты Новым Заветом в описании искупления, совершенного Христом — совершенным жертвенным Агнцем, Который взял на Себя грех мира (Ин 1:29). Его смерть стала искуплением для многих (Мк 10:45). Кровь Христа очищает нас от всякого греха (1Ин 1:7). Кроме того, Иисус является совершенным Первосвященником, Которому не нужно входить в земную скинию один раз в год в День очищения (гл. 16), но Который однажды вошел в небесную скинию и обрел вечное искупление, принеся в жертву за грехи Своего народа не жертвенное животное, а Свою собственную жизнь (Евр, гл. 9−10). Завеса в храме, разорвавшаяся надвое во время распятия Иисуса, стала явным доказательством того, что Его смерть открыла всем верующим дорогу к Богу (Мф 27:51; Евр 10:20). Если в книге Левит речь идет о спасении только ветхозаветной общины Израиля, а законы о пище (гл. 11) и запрещение использовать различного рода смешения (19:19) напоминают иудеям об их уникальном положении, то новый завет открывает Царство Божие для всех народов и таким образом отменяет законы о пище (Мк, гл. 7; Деян, гл. 10), но в то же время настаивает на отделении Церкви от мира (Ин 17:16; 2Кор 6:14 — 7:1). Во времена ветхого завета человек, страдающий болезнями, должен был ждать того момента, когда Бог исцелит его (гл. 14); в Евангелиях Бог во Христе приблизился и исцелял как прокаженных, так и страдающих «истечениями» (Лк 8:43−48; 17:12−19). Книга Левит показывает Бога, сущностью Которого является святость. Этот Бог показан в Евангелиях присутствующим во Христе, дающим жизнь, здоровье и святость всем, просящим у Него.
Книга посвящена преимущественно богопоклонению и готовности людей к нему. Однако она адресована не только священникам и левитам, но всем израильтянам, разъясняя им, как приносить жертвы и очищаться, чтобы иметь возможность входить в присутствие Бога, участвуя в поклонении Ему.
Содержание
I. Законы о жертвах (1:1 — 7:38)
А. Предписания для непосвященных (1:1 — 6:7)
1. Жертва всесожжения (1:1−17)
2. Хлебное приношение (2:1−16)
3. Мирная жертва (3:1−17)
4. Жертва за грех (4:1 — 5:13)
5. Жертва повинности (5:14 — 6:7)Б. Предписания для священников (6:8 — 7:38)
1. Жертва всесожжения (6:8−13)
2. Хлебное приношение (6:14−18)
3. Хлебное приношение священников (6:19−23)
4. Жертва за грех (6:24−30)
5. Жертва повинности (7:1−10)
6. Мирная жертва (7:11−36)
7. Заключение (7:37:38)
II. Установление священства (8:1 — 10:20)
А. Посвящение Аарона и его сыновей (8:1−36)
Б. Первые жертвы Аарона (9:1−24)
В. Суд над сыновьями Аарона (10:1−20)
III. Нечистота и предписания относительно очищения (11:1 — 16:34)
А. Нечистые животные (11:1−47)
Б. Рождение ребенка (12:1−8)
В. Кожные болезни (13:1 — 14:57)
Г. Истечения (15:1−33)
Д. День очищения (16:1−34)
IV. Святость в повседневной жизни (17:1 — 27:34)
А. Жертва и пища (17:1−16)
Б. Половые отношения (18:1−30)
В. Принципы взаимоотношений с ближним (19:1−37)
Г. Преступления, наказуемые смертью (20:1−37)
Д. Предписания для священников (21:1−24)
Е. Предписания относительно жертвоприношений (22:1−24)
Ж. Праздники (23:1−33)
З. Хлебы для скинии (24:1−9)
И. Богохульство (24:10−23)
К. Годы освобождения (25:1−55)
Л. Благословение и проклятие (26:1−46)
М. Предписания о клятвах и десятинах (27:1−34)
комментарии Женевской Библии на Левит, введение