11:1 — 16:34 В этих главах Моисей говорит о различении чистого и нечистого, что является основополагающим и для понимания всей Библии. Иегова, святой Бог Израиля, требует от Своего народа святости; нечистый человек или человек, соприкасавшийся с нечистотой, должен был воздерживаться от публичного поклонения до тех пор, пока не очистится. Бог представляет Собой совершенную жизнь, поэтому отклонение, которое предполагало смерть или могло привести к ней, было признаком нечистоты: болезнь, тленность, разложение. Жизнь и смерть не должны смешиваться, и поэтому нечистое ни при каких условиях не может войти в Божие присутствие. Физическая чистота естественным образом сочетается с нравственной. Все постановления в гл. 12−16 должны выделить народ Божий из среды других народов, воспитать в нем особую бдительность и осторожность по отношению к возможным осквернениям.
11:1−46 Моисей обучает израильтян принципам чистоты, определяя их более конкретно. У библейских авторов нет прямых указаний на то, что лежит в основе классификации животных по принципу чистоты или нечистоты. Возможно, дело в том, что плотоядные животные и хищные птицы питаются мясом других животных вместе с их кровью, что строго запрещается человеку (7:26). В богословском смысле чистые создания символизировали израильтян, тогда как нечистые символизировали язычников. В жертву можно было приносить только чистых домашних животных, поскольку жертвенное животное замещало того, кто приносил эту жертву.
11:2−8 Жвачные парнокопытные животные считались чистыми, их можно было употреблять в пищу.
11:9−12 Чистой считалась только рыба с чешуей и плавниками, остальная же была нечиста и поэтому не годилась в пищу.
11:13−19 Из птиц только хищные считались нечистыми.
11:20−23 Из всех насекомых разрешалось употреблять в пищу только тех, которые были похожи на птиц.
11:44 См. статью «Бог есть свет: святость и справедливость Бога».
11:45 будьте святы. Слово «святой» означает «отделенный». Святость свойственна только Богу. Святость Израиля — это результат его избрания из других народов для уникальных взаимоотношений с единственным истинным и живым Богом. Бог освятил Израиль (т.е. «отделил» Израиль), заключив с ним завет. История Израиля как «святого народа» началась с появления Господа на горе Синай (Исх, гл. 19). Божий завет, помимо прочего, дал этому народу нравственные и юридические законы, а система жертвоприношений, установленная Богом, должна была очищать израильтян от греха. В Исх, гл. 19, где описывается явление Господа Бога на горе Синай, Израилю был дан практический урок, что значит быть «святым народом»: они выстирали свои одежды, избегали приближения к горе и воздерживались от супружеского общения (ст. 10−15:21−24; Евр 12:18−21). Иисус Христос, ходатай нового завета (Евр 8:6; Евр 9:15; Евр 12:24), также требует совершенства (Мф 5:48), но Своей совершенной жертвой, которая навсегда смывает с избранных их грехи (Евр, гл. 9−10), Он Сам дарует новому Израилю святость. Святой Дух, свидетельствующий о Христе, запечатлевает нравственный Божий закон «на плотяных скрижалях сердца» верующих (2Кор 3:3). Без этой святости никто не увидит Бога (Евр 12:14).
комментарии Женевской Библии на Левит, 11 глава