2:1−3 Предсказание суда над моавитянами.
2:1 пережег кости царя Едомского. Принято считать, что здесь имеются в виду кости моавитянского царя Меса. Процедура сожжения служила знаком особого презрения к жертве. При этом считалось, что умерший не будет иметь покоя в потустороннем мире. Аналогичным образом Иосия сжег кости лжежрецов на жертвеннике в Вефиле (4Цар 23:15−16).
2:2 Кериофа. Возможно, это обобщенный термин, означающий «города» (именно в таком значении слово встречается в Септуагинте), однако более вероятно, что это название главного моавитянского города и культового центра, который, по-видимому, был столицей государства. См. Иер 48:41.
трубы. Возможно, это был софар, военная труба или горн, который использовался на поле брани в древние времена. Он изготовлялся из скрученных бараньих рогов.
2:3 Истреблю. Букв.: «отсеку». Истребление царя и князей в древние века на Ближнем Востоке было обычным наказанием восставшего вассала. Моав фактически состоял в вассальной зависимости от Ассирии и служил ее царям начиная от Фегла-фелласара III и до Ашурбанипала.
2:4−5 Предсказание суда над Иудеей.
2:4 Иуды. Речь идет об Иудее, которой было предсказано наказание. Те же, кто проживал в Северном царстве, где пророчествовал Амос, могли отнестись к его словам с пренебрежением, уверовав в свою непогрешимость.
отвергли закон Господень. Букв.: «закон Яхве». Народы заслужили наказание, нарушая законы всепрощения и милосердия, известные по меньшей мере со времен Ноевого завета (ср. Быт 9:1−7). Отвергнув закон Господень, а с ним и Самого Бога, они навлекли на себя кару.
постановлений Его не сохранили. Ср. Исх 15:26; Втор 4:40.
вслед которых ходили отцы их. «Ходить вслед» означает послушно — как вассал (или слуга) — следовать за кем-либо. Так, Иуда, должным образом исполнявший обязанности вассала Великого Царя Яхве, предпочел стать слугой лживых богов, которых как ВЗ (Втор 32:17), так и НЗ (1Кор 10:20) разоблачают как бесов.
2:5 Иерусалима. Букв.: «основание» или «жилище мира». Однако в древнееврейском языке слово мир означает не только отсутствие войны, но и полноту, цельность. Поскольку Иуда не стремился достичь совершенства в Боге, город познал не мир, а разрушение. Пророчество исполнилось через сто пятьдесят лет, когда Навуходоносор II завоевал Иерусалим (ср. 4Цар 25:8−10).
огонь... пожрет чертоги. Поскольку иудеи последовали за богами языческих народов, страну ожидало такое же наказание, как и языческие государства, напр., Арам (1:4), Газу (1:7), Тир (1:10), Едом (1:2), Аммон (1:14) и Моав (2:2).
2:6−16 Предсказание суда над Израилем.
2:6 Израиля. Имя, данное Иакову, когда он боролся с Богом и одержал победу (Быт 32:28).
правого. Кроме прочих, слово «правый» имело и юридический смысл: правый — тот, кто не имел долгов, а потому не мог быть продан в рабство (ср. Лев 25:39−43).
бедного. Т.е. тех, кто жил в нужде и бесправии. Господь проявил к ним особое милосердие (ср. Исх 23:6; Иер 5:28).
за пару сандалий. За такой пустячный долг бедных людей продавали в рабство. Рабство по бедности в Израиле было регламентировано законом при условии сохранения милосердия и братского сочувствия к соплеменникам (ср. Исх 21:2 и далее; Втор 15:12−18).
2:7 Жаждут... бедных. Если одним из царских достоинств на Ближнем Востоке в древние века считалась особая забота о бедных людях, то каким же должно быть попечительство Всевышнего о народе Божием (ср. Исх 23:6−8).
путь кротких извращают. Ср. Притч 17:23.
отец и сын ходят к одной женщине. Это не только противоречило божественному замыслу о союзе между мужчиной и женщиной (Быт 2:23−24; Мф 19:4−6), но и запрещалось законом (Лев 18:7−30). Грех этот был одним из множества беззаконий, которыми, по слову Господа в Лев 18:24, осквернили себя соседние народы.
2:8 На одеждах, взятых в залог. Одежды, взятые в залог, необходимо было вернуть владельцу до захода солнца (Исх 22:26), а взявший в залог что-либо не должен был ложиться спать до тех пор, пока не вернет взятое (Втор 24:12−13).
вино, взыскиваемое с обвиненных. Вино было несправедливо отобрано у обвиняемых. Возможно также, что возлияния сопровождались удовлетворением сексуальных потребностей.
2:9 А Я истребил перед лицем их Аморрея. Так же как Господь истребил рефаимов перед лицом аммонитян и хореев — перед лицом сынов Исавовых (Втор 2:21−22), Он уничтожил аморреев (термин, которым иногда, как в данном случае, пользовались для обозначения всех хананеев) перед Израилем: первый раз — во времена Моисея — победил Сигона и Ога восточнее Иордана (Втор 2:24−37), а позже — во времена Иисуса Иавина — завоевал землю западнее Иордана.
как высота кедра. Это образное выражение ассоциируется с рассказом о двенадцати соглядатаях (Чис 13:26−33) и, кроме того, свидетельствует о силе гнева Божиего, грядущего излиться на все гордое и высокомерное (Ис 2:12−18).
плод его вверху и корни его внизу. Т.е. Он истребит их целиком и полностью.
2:10 Вас же Я вывел из земли Египетской. Господь напоминает о Своей верности завету (ср. Быт 50:24; Исх 3:8).
в пустыне сорок лет. Это время понадобилось для того, чтобы подготовить народ к повиновению Богу и заселению обетованной земли (Втор 1:19−40).
чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Это обещание входило в завет, заключенный с Авраамом (Быт 15:7), и было исполнено — как и говорил Господь — при его потомках (Втор 2:31).
2:11 Из сыновей ваших Я избирал в пророки. Господь Своей верховной властью воздвигал пророков (Втор 18:15−17), судей (Суд 2:18), ставил священников (1Цар 2:35) и царей (2Цар 7:12). Пророков Бог использовал в качестве особых вестников, призванных предупредить народ Израиля о грядущем суде, напомнить о необходимости повиновения законам, которые Он дал ему.
назореи. Это были мужчины (или женщины), которые, дав обет назорейства, посвящали себя Господу. Согласно закону (Чис 6:1−21), они не могли пить вина и других крепких напитков, виноградного сока и даже вкушать ягоды винограда или изюма. Они отращивали длинные волосы, что служило внешним отличительным признаком их посвящения. ВЗ называет по имени двух назореев: Самсона (Суд 13:1−5) и Самуила (1Цар 1:11).
2:12 А вы. В противовес тому, что сделал Господь («Я избирал в пророки», 2:11), народ Израиля стремился разрушить Его планы, не позволяя посланцам Бога пророчествовать и заставляя назореев пить вино. Таким образом, они проявляли свое неуважение и к Господу, и к закону.
2:13 Господь собирается раздавить Израиль, уподобив Себя колеснице, все сокрушающей на своем пути.
2:14 у проворного... крепкий. Ни скорость того, кто надеялся убежать, ни сила того, кто рассчитывал выстоять, не спасут их от гнева Божиего.
храбрый. Иначе: «герой», т.е. тот, кто по своим физическим данным и выучке соответствовал ипостаси могучего воина. Голиаф был одним из таких (1Цар 17:51). Этот же термин применим и к Давиду (1Цар 16:18), и к Мессии («Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», Ис 9:6).
2:15 не спасет своей жизни. Иначе: «спасти голову».
2:16 убежит нагой. Ср. Быт 2:25. Здесь речь идет о том, что даже самый отважный воин отбросит в панике не только доспехи и оружие, но и одежду: только бегство его не спасет.
в тот день. Указание на судный день. В данном случае оно предвещает грядущее завоевание царства Ассирией.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Амоса, 2 глава