Автор
Имя «Софония» переводится как «Господь скрывает» или «Господь оправдал». О личности пророка известно лишь из его родословной, которая прослеживается до четвертого колена. Согласно некоторым предположениям, Езекия, упоминаемый как его предок в четвертом поколении, и иудейский царь Езекия (715−686 гг. до Р.Х.) — одно и то ж лицо. В таком случае Софония — князь из царского дома Иудеи. Он хорошо знал жизнь и нравы Иерусалима. Хотя Софония неоднократно употребляет выражения, характерные для речи священников (1:4−5,7−9; 3:4,18), все же нет достаточных свидетельств того, что он был официальным служителем в храме.
Время и обстоятельства написания
Софония пророчествовал в царствование Иосии (640−609 гг. до Р.Х.). Не совсем ясно, предшествовало его служение религиозной реформе, проведенной Иосией в 621 г. до Р.Х., или происходило после нее. Обличение им синкретической религиозной практики и поклонения Ваалу скорее указывает на дореформенный период. С определенностью можно сказать только то, что Ниневия еще не была разрушена (2:13−15), а следовательно, пророческое служение Софонии происходило раньше 612 г. до Р.Х. Судя по всему, Софония был современником Иеремии, вступившим на свое пророческое служение в тринадцатый год царствования Иосии. Если служение Софонии пришлось на начальный период этого царствования, то оно должно было сыграть немалую роль в подготовке реформы, проведенной царем. Такой вывод следует из того, что Софония в своих проповедях бичевал те самые грехи, против которых и была направлена реформа Иосии (4Цар 23:4; 2Пар 34:1−7).
Характерные особенности и темы
Стержнем пророческих речей Софонии является тема дня Господня, когда карающий меч Бога (2:12; Ис 10:5) — вражеские войска — обрушится на Иерусалим и причинит большие разрушения (1:4,10−11; 2:2). Кто конкретно из враждебных Иудее народов: скифы, ассирийцы или вавилонян — здесь имеется в виду, зависит от времени написания книги. Мнения комментаторов на сей счет расходятся. Софония подробно и обстоятельно освещает данную тему. По его словам, день этот уже близок (1:7), и, когда он настанет, гнев Всевышнего Господа Израиля падет на нечестивых (1:15,18; 2:2−3). Это — день тьмы и мрака (1:15). Решимость Господа искоренить зло столь велика, что Он намерен осмотреть «со светильником» весь Иерусалим, дабы отыскать всех нечестивых и наказать их (1:12). В этот день тщеславные будут изгнаны (3:11), а смиренные, еще сохранившиеся среди народа Божия («остаток»), спасутся (3:12,17). Также и язычники придут в этот день к вере в истинного живого Бога и будут призывать имя Господа (3:9; Иоиль 2:32).
Новый Завет напоминает нам, что ветхозаветные пророки возвещали о благодати, которая будет дана Церкви Христовой (1Пет 1:10). Апостол Павел развивает эту мысль, когда говорит о том, как язычники привьются к «хорошей маслине» — т.е. приобщатся к Царству Божию, и природные ветви «хорошей маслины» (этнические евреи), отпадшие от нее, вновь «привьются к своей маслине» (Рим 11:24).
Как и многие другие пророки, Софония начинает свою книгу возвещением о грядущем суде Божием, которого никто не сможет избегнуть (1:2,3), а заканчивает ее пророчеством о спасении, когда и языческим народам (3:9), и обновленному и духовно возродившемуся остатку Израиля (3:12−13) откроется спасительный путь к Господу (3:19−20). Следует также отметить, что использование Софонией определенных выражений указывает на его знакомство с речами других пророков, проповедовавших прежде него (ср. 1:7 и Авв 2:20; 1:14 и Иоиль 1:15; Иоиль 1:7 и Ис 34:6).
Содержание
I. Вступление (1:1)
II. Возвещение суда Божия (1:2−6)
А. Всем народам (1:2−3)
Б. Иудее (1:4−6)
III. День Господень: обвинение и суд (1:7−18)
IV. Призыв к покаянию (2:1−3)
V. Пророчества об участи языческих народов (2:4−15)
А. О филистимлянах (2:4−7)
Б. О моавитянах и аммонитянах (2:8−11)
В. Об эфиопах (2:12)
Г. Об ассирийцах (2:13−15)
VI. Пророчество, содержащее обвинение Иерусалиму и предрекающее ему наказание (3:1−5)
VII. Пророчество об осуждении всех народов (3:6−8)
VIII. Пророчество о грядущем после осуждения очищении и спасении всех народов, равно как и остатка Иудеи (3:9−20)
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Софонии, введение