Автор
Пророк Аггей вместе с пророком Захарией трудился над тем, чтобы подвигнуть евреев, возвратившихся из вавилонского пленения, на восстановление Иерусалимского храма (Езд 5:1; 6:14). «Аггей» означает «праздничный», но, кроме упоминаний о нем в Книге Ездры и того, что содержится в книге самого пророка Аггея, нам ничего не известно о нем.
Время и обстоятельства написания
Аггей и Захария начали свое служение во «второй год царя Дария», который соответствует 520 г. до Р.Х. Евреи возвратились в Иудею по повелению царя Кира (Езд 1:1−4) в 538 г. до Р.Х. и начали восстанавливать Иерусалимский храм. Противодействие извне и растерянность и малодушие самих строителей привели к тому, что евреи оставили работу по осуществлению этого замысла (Езд 4:1−4) примерно на шестнадцать или семнадцать лет. Когда Аггей и Захария начали свое служение в 520 г. до Р.Х., появилось новое противодействие — со стороны Фафная, персидского «заречного областеначальника» (наместника территорий к западу от Евфрата, включая весь Израиль; Езд, гл. 5). Но Дарий I (Гистасп), правивший Персией с 522 по 486 г. до Р.Х., возобновил указ Кира о том, что храм должен быть восстановлен за четыре года (Езд 6:13−15). Второй храм был освящен 12 марта 516 г. до Р.Х.
Из книги Аггея мы узнаем, что его пророческие речи были произнесены в период между августом и декабрем 520 г. до Р.Х.
Характерные особенности и темы
Книга пророка Аггея состоит из четырех речей, начинающихся фразой: «было слово Господне через Аггея пророка» (1:1; 2:1; 2:10), «было слово Господне к Аггею» (2:20). По содержанию эти речи охватывают следующие темы: призыв иудеев к покаянию, ибо ниспослал Бог проклятие на их землю (1:1−11 и 2:10−19); обещание будущей славы Божьего храма, благословение народа, пришествие Мессии от семени Давидова (2:1−9 и 2:20−23).
Хотя книга Аггея — одна из самых коротких в Ветхом Завете, ее пророчества имеют большое значение для Церкви. Через Своего вестника Аггея (1:13) Господь призывает Свой избранный народ покаяться и восстановить храм Его. Попечение Господа об этом проистекает из Его высшего соизволения и Его желания быть прославленным (1:8). Нежелание народа строить храм свидетельствовало об отсутствии стремления к непосредственной встрече с Богом. Над народом тяготели проклятия Господа (см. ком. к 1:6; 1:9; 1:11), но евреи не осознавали этого. В результат же пророчества Аггея и под воздействием Духа Божия (1:14) иудеи покорились Божией воле (1:12).
Слова Аггея вновь подтверждают, что Господь со Своим народом, как и тогда, когда вывел его из Египта (1:13; 2:4,5). Служение Аггея основывалось на уповании, что Бог, вернув народ иудейский в его землю, восстановит Свой завет с Израилем. Сказанное Аггеем во многом перекликается со словами более ранних пророков (см. ком. к 2:7−8). Восстановление храма было важной составной частью возобновления завета, и Аггей поддерживал у народа это упование, связывая воедино постройку храма с грядущими временами Мессии (см. ком. к 2:6−9). Мессия как Помазанник Божий на земле принесет славу, мир и процветание народу Божиему (2:10). Зоровавель во дни Аггея был прообразом Мессии, но только Иисус как подлинный Мессия должен был исполнить данное Зоровавелю обещание (2:23) быть царственным правителем Божиим («печатью») на земле.
Содержание
I. Первое пророчество: призыв восстановить храм и искать присутствия Божия (1:1−15)
А. Проблема народа: летаргия (1:1−4)
Б. Бедность народа: экономическая и духовная (1:5−11)
В. Отклик народа: покаяние (1:12−15)
II. Второе пророчество: еще более великий храм и благословения Господа (2:1−9)
А. Воодушевление от присутствия Божиего (2:1−5)
Б. Воодушевление от Божиего обещания благословения (2:6−9)1. Благословение храма (2:6−9)
2. Благословение еще грядущего мира «на месте сем» (2:9)
III. Третье пророчество: обетования Божиих благословений народу (2:10−19)
А. Причина осквернения (2:10−14)
Б. Результаты осквернения народа: наказание от Господа (2:15−19)
В. Воля Божия благословить народ (2:19)
IV. Четвертое пророчество: Божия победа для блага Его народа (2:20−23)
А. Ниспровержение Богом народов (2:20−22)
Б. Воцарение Божиего правителя (2:23)
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Аггея, введение