2:1 в доме. По всей видимости, в доме Петра (1:29).
2:4 раскрыли кровлю. Это не составляло труда, поскольку кровли были сделаны из веток и глины и поддерживались поперечными балками.
2:5 веру их. Общую веру больного и принесших его людей.
прощаются тебе грехи твои. О том, что грех является причиной болезни, свидетельствует как Ветхий (Исх 15:26; Втор 28:58−61; 2Пар 21:18), так и Новый Завет (Ин 5:14; см., однако, Ин 9:2). Неожиданной для присутствующих явилась власть Иисуса прощать грех, поскольку, согласно Писанию, это исключительная прерогатива Бога (Исх 34:7; Ис 1:18).
2:10 Сын Человеческий. Сын Божий в облике человека. Мессианский титул.
2:14 Левия Алфеева. У евангелиста Матфея (9:9−13) этот человек назван Матфеем. Поскольку Матфей присутствует в приводимом Марком списке апостолов (3:18), тогда как имени Левия там нет, следует предположить, что Левий, подобно Симону, став учеником и апостолом Иисуса, получил новое имя.
у сбора пошлин. Палатки сборщиков пошлин стояли на больших торговых путях, у мостов и каналов, где взимались пошлины за провоз товаров, а также в местах рыболовецкого промысла, где собирались налоги с рыбаков. К сборщикам пошлины испытывали неприязнь за их противозаконные поборы, но особенно за сотрудничество с римскими завоевателями (собранные средства поступали в римскую казну).
2:15 грешники. Так фарисеи называли всех иудеев, которые не следовали их преданиям, относившимся к соблюдению обрядовой чистоты.
возлежали с Ним. Вступая в контакт с грешниками, Иисус становился равным им, поскольку раввинские предписания строжайшим образом запрещали всем учителям закона участие в подобных трапезах.
2:16 фарисеи. Фарисеи были богословскими наследниками хасидов, сторонников движения, возникшего во II в. до Р.Х. в качестве реакции на проникновение в иудаизм эллинистических языческих влияний. Хасиды придавали особое значение личному благочестию, изучению и соблюдению закона. Во времена Иисуса строгое соблюдение закона и особенно правил, касающихся обрядовой чистоты, достигалось за счет исполнения ряда казуистических требований, известных как «предания старцев» (7:3). Необходимость знания самого закона и бесконечных толкований к нему, естественно, порождала социальное и религиозное разделение между профессиональной элитой — «праведными» и прочими людьми — «грешниками».
2:18 постились. Законом предусматривался только один ежегодный пост — Йом Киппур, т.е. день Искупления (Лев 16:29−31; ср. Деян 27:9, где Йом Киппур назван «постом»). Тем не менее, как знак раскаяния и покаяния пост уже со времен судей являлся составной частью ветхозаветной духовности (Суд 20:26; 3Цар 21:27), превращаясь, однако, со временем в формальный обряд (Ис 58:3). Неудивительно, что фарисеи и их последователи постились дважды в неделю (Лк 18:12). Поскольку главным в учении Иоанна Крестителя был призыв к покаянию (Мф 3:11), для его учеников пост был приемлем.
2:19 жених. В Ветхом Завете широко используется брачная символика, при которой Бог выступает в образе мужа, Израиль — жены («дочь Сиона»), а завет уподобляется браку. Иисус, еще не заключивший брачный завет с Церковью («невестой Агнца», Откр 21:9), именует себя женихом.
2:23 в субботу ... начали срывать колосья. Срывание колосьев не только не запрещалось законом, но, напротив, позволялось (Втор 23:25). Фарисеи, таким образом, обвиняли учеников не за то, что они срывали колосья и ели, а за то, что делали это в субботу. Талмуд это категорически запрещает. Срывание и растирание колосьев для отделения зерен от шелухи приравнивалось к молотьбе и считалось одной из 39 рядовых работ, запрещенных в субботу.
2:25 Давид. Давид ел освященный хлеб, который положено было есть только священникам (1Цар 21:5). Поступок Давида являлся нарушением не субботнего закона, а закона храма и скинии. Спаситель рассуждает здесь по принципу эквивалентов: храм и суббота были равны по святости.
2:26 при... Авиафаре. В 1Цар 21:1−6 утверждается, что священником, который дал Давиду освященный хлеб, был Авимелех, отец Авиафара, а не Авиафар. Существуют предположения, что упомянутый священник носил два имени — и Авиафар, и Авимелех.
2:28 господин и субботы. Бог имеет власть над всеми днями. Однако суббота оговаривалась особо, как день, посвященный Господу Богу (см. Исх 16:23,25; Лев 23:3; Втор 5:14), и поэтому господином (хозяином) субботнего времени был Бог. Называя Себя господином субботы, Иисус, тем самым, уравнивает Себя с Богом.
комментарии Женевской Библии на евангелие от Марка, 2 глава