24:1−53 Все евангелисты описывают события, последовавшие за воскресением, по-своему, но никто из них ничего не говорит о том, как совершилось само воскресение. Рассказы всех четырех сходятся в следующем: утром третьего дня гробница оказалась пустой; первыми свидетелями чуда стали женщины; ученики не сразу и с трудом поверили в воскресение Учителя. В то же время, каждый из евангелистов сообщает что-то, чего мы не находим у остальных. Так, только Лука рассказывает о явлении воскресшего Иисуса Христа ученикам, шедшим в Эммаус, и о дальнейших, связанных с этим событиях.
24:1 В первый же день недели, очень рано. Ночью с субботы на первый день недели (наше воскресенье) женщины довершили все необходимые приготовления и на заре пришли к гробнице.
24:2 нашли камень отваленным от гроба. Вход в гробницу заваливали тяжелым камнем, на который была наложена (в данном случае) печать (Мф 27:66). См. статью «Воскресение Иисуса».
24:7 в третий день воскреснуть. Точнее: «быть воскрешенным». Тем самым подчеркивается, что Иисус был воскрешен Отцом.
24:9 одиннадцати. Предатель Иуда перестал быть апостолом, остальные одиннадцать ими остались.
всем прочим. Из этого выражения можно заключить, что в Иерусалиме у Иисуса имелось множество последователей.
24:10 Магдалина Мария. Мария Магдалина первой узрела воскресшего Иисуса Христа (Мк 16:9; Ин 20:10−18). Во всех четырех Евангелиях о Марии Магдалине говорится в связи с распятием и воскресением; вне этого контекста она упоминается только Лукой (8:2).
Иоанна. См. 8:3.
Мария, мать Иакова. В греческом тексте у Луки буквально сказано: «Мария Иакова». Однако очевидно, что имеется в виду именно мать апостола (ср. Мк 15:40).
и другие. В греческом кодексе — местоимение женского рода.
24:13 Еммаус. Селение километрах в десяти на северо-запад от Иерусалима.
24:16 глаза их были удержаны. Эти слова, по всей видимости, означают, что Сам Бог не допустил ученикам сразу узнать Иисуса.
24:18 Клеопа. Кроме данного эпизода, Клеопа нигде более не упоминается.
24:20 как предали Его первосвященники и начальники наши. Ответственность за распятие Иисуса ученики возлагают не на римлян, а на вождей и начальников израильского народа.
24:21 мы надеялись было, что Он... должен избавить Израиля. Ученики полагали, что Иисус был призван принести избавление только еврейскому народу.
24:30 взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Ср. 22:19.
24:31 открылись у них глаза. Ср. ст. 16. Глаза учеников были открыты так же, как прежде «удержаны», — Самим Богом.
24:34 явился Симону. Петру.
24:36 стал посреди их. Неожиданное появление в комнате Иисуса, Которому не помешала войти запертая дверь (Ин 20:19), означало, что воскрес Он облеченным не в бренную человеческую плоть.
24:39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои. На раны от гвоздей, которыми Иисуса прибили ко кресту.
24:44 в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Иисус говорит о том, что все без исключения Писание является свидетельством о Нем.
24:45 отверз им ум к уразумению Писаний. Т.е. открыл им путь верному пониманию Священного Писания. См. статью «Миссия Церкви в мире».
24:46 надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых. Смерть и воскресение Христа неоднократно предсказаны Писанием.
24:48 Вы же свидетели сему. Эти слова стали главной мыслью и побудительным мотивом для Луки в его второй книге — Деяния Апостолов.
24:49 пошлю обетование Отца Моего на вас. Здесь явное указание на грядущее сошествие Святого Духа (см. Деян 1:8).
24:50 вывел их вон из города. Здесь Лука не говорит, когда это произошло, но в Деяниях Апостолов он пишет о вознесении Христа через сорок дней после воскресения.
24:51 стал отдаляться от них и возноситься на небо. Лука исключительно лаконичен в описании вознесения, которое служит заключением первого труда евангелиста, посвященного тому, «что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся» (Деян 1:1−2). В первой главе Деяний Апостолов он говорит о вознесении подробнее (Деян 1:9−11). Вознесение является концом земных трудов Иисуса Христа и одновременно — началом того, что Он делает в Церкви и через Церковь. См. статью «Вознесение Иисуса».
24:52 Они поклонились Ему. Кем бы ученики ни считали Иисуса прежде, теперь они осознали Его Божественность и поклонились Ему.
24:53 пребывали всегда в храме. Лука заканчивает свое повествование на том месте, с которого продолжит его в книге Деяния Апостолов.
комментарии Женевской Библии на евангелие от Луки, 24 глава