19:2 три города. Города-убежища (см. последовательность отделения этих городов в 4:41−43).
19:4 кто убьет ближнего своего без намерения. Закон о непреднамеренном убийстве впервые дается в Исх 21:13 и более подробно излагается в Чис 35:6−28 Данный отрывок, повторяя изложенное в книге Числа, добавляет и другие подробности — о трех дополнительных городах-убежищах в Ханаане, которые должны быть отделены в том случае, если территория государства увеличится, о необходимости строительства дорог, ведущих в города-убежища, чтобы до них можно было быстро добраться. Однако и книга Числа, и Второзаконие совершенно однозначно провозглашают, что человек, виновный в совершении умышленного убийства, должен умереть. Причина здесь кроется не в пренебрежении человеческой жизнью, а наоборот, в огромном уважении к бесценной жизни невинной жертвы, сотворенной по образу Божию (Быт 9:6).
19:9 любить Господа Бога Твоего и ходить путями Его во все дни. См. 6:4.
19:15 Недостаточно одного свидетеля. См. 17:6.
19:21 глаз за глаз. Принцип справедливости. Мера воздаяния не должна превосходить меру провинности. Выражение «глаз за глаз» встречается в Пятикнижии три раза (здесь; в Исх 21:24; в Лев 24:20), но не имеется ни одного свидетельства о том, что по решению суда человеку выкалывали глаз или выбивали зуб. Наказанием за избиение человека (Исх 21:18) была плата за нанесенный вред. Если же раб лишался глаза или зуба, то хозяин, виновный в этом, должен был отпустить его на свободу (Исх 21:26−27). В законе Моисея тюрьмы не предусмотрены: наказанием за серьезные гражданские или религиозные преступления была смерть, а в случае воровства полагалось возместить украденное и выплатить штраф. Единственное физическое наказание, о котором упоминается в законе, — битье палками — ограничивалось сорока ударами (25:3; см. ком. к Исх 21:24 и Лев 24:20).
комментарии Женевской Библии на Второзаконие, 19 глава