3:1 Ог, царь Васанский. Васан — обширная земля к востоку от Галилейского моря, в древности славившаяся своими плодородными пастбищами (32:14). Вполне естественно, что царь Ог, опасаясь завоевателей, уже победивших Сигона, выступил против Израиля «со всем народом своим». Однако Господь и здесь даровал израильтянам победу.
3:8 по эту сторону Иордана. Эта территория в полтора раза больше самого Ханаана, однако по Божию изволению Аммон и Моав не участвовали в войне.
3:9 Сирионом... Сениром. Названия горы Ермон; представлены в древних хананейских и месопотамских текстах.
3:11 Одр его... железный. Некоторые исследователи предполагают, что в данном случае речь идет о саркофаге. Слово «одр» употребляется весьма редко и здесь, вероятно, используется как эвфемизм, обозначая саркофаг, который был достаточно велик для того, чтобы вместить многочисленные предметы, погребаемые вместе с телом умершего. Слово «железный» скорее всего означает только то, что этот саркофаг был скреплен или обит железом, которое в те времена было редким материалом; его широкое применение началось несколько позже, в период железного века (его начало приходится примерно на 1200 г. до Р.Х.).
3:12 Рувимову и Гадову. Эти два колена Израилевых получили во владение южные земли Ога.
3:13 половине колена Манассиина. Северная часть Галаада, которая начиналась от Зарефана, и весь Васан достались половине колена Манассиина.
3:14 Иаир. Единственным сыном Манассии был Махир, а единственным сыном Махира — Галаад. Таким образом, осевшая на восточных землях часть колена Манассиина (или Махирова) включала некоторые из семейств Галаадовых, во главе одного из которых стоял Иаир (ст. 14). Захват Иаиром ряда селений описывается в Чис 32:41.
3:18 все способные к войне, вооружившись, идите. Никто не может обосноваться на своей территории, пока не будет завоевана вся земля. (См. Чис 32; ср. Нав 22).
3:22 Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас. Не Израилю принадлежат победы, а Богу.
3:23−28 Моисей знал, что Господь разгневался на него из-за греха, совершенного им при Мериве (Чис 20:12). Признавая всевластную силу Бога и прося о великой милости, он со смирением принял отрицательный ответ Бога на свою просьбу. На смену Моисею, все еще сильному, но миссия которого была уже завершена, пришел Иисус Навин: наступил новый многолетний период истории Израиля, и для него требовался новый вождь.
комментарии Женевской Библии на Второзаконие, 3 глава