Автор
Автором послания назван Павел. Подлинность авторства посланий к коринфянам никогда серьезно не подвергалась сомнениям. Документы изучены всесторонне, поскольку предоставляют уникальный материал для более глубокого понимания самого апостола Павла, его служения и учения.
Время и обстоятельства написания
Павел ясно указывает, что пишет послание, находясь в Ефесе (16:8). Это было во время его третьего миссионерского путешествия (ок. 53−57 гг. по Р.Х.). Поскольку апостол провел в Ефесе более двух лет (Деян 19:8,10), то написание Первого послания к коринфянам можно отнести приблизительно к 55 г. по Р.Х.
Книга Деяния не упоминает об этой переписке, однако сообщает важные сведения об основании церкви в Коринфе (18:1−11) во время второго миссионерского путешествия апостола Павла (50−52 гг.). Павел прибыл в этот город после посещения Афин (Деян 17:16−34). Первое послание к коринфянам (2:1−5) позволяет предположить, что инцидент с афинскими философами еще более утвердил Павла в намерении нести простую проповедь креста, сколь бы непривлекательной она ни казалась некоторым слушателям. При поддержке влиятельной супружеской четы христиан, Акилы и Прискиллы (16:19), Павел проповедовал в синагоге, пока противодействие иудеев не заставило его сосредоточиться на проповеди язычникам. Христианская община в Коринфе, состоявшая из иудеев и язычников, процветала (Деян 18:8−10). Проповедь Павла продолжалась довольно долго (более полутора лет, согласно Деян 18:11,18). Павел имел основания ожидать от коринфских христиан определенной духовной зрелости.
Это послание свидетельствует, что за истекший период в Коринфской церкви обнаружилось немало серьезных проблем: раздоры и разделения, неправильное представление о Вечере Господней, бесчинство во время молитвенных собраний, искажение вероучения и крайности в поведении — от развращенности нравов до нездорового аскетизма. Что произошло? Коринф был не только одним из самых крупных городов Римской империи, но и одним из самых порочных. Удобно расположенный торговый центр предлагал удовольствия на любой вкус. На таком фоне христиане расходились во мнениях до крайностей: одни утверждали, что общение с грешниками допустимо и необходимо, другие же доказывали обратное. Споры, вызванные этими взаимоисключающими мнениями, вышли из-под контроля и угрожали будущему Коринфской общины.
Из 1Кор 5:9 можно заключить, что Павел ранее уже посылал этой церкви послание (не дошедшее до нас), увещевая ее членов отделиться от порочных христиан. Оно, по-видимому, содержало также просьбу о пожертвованиях (16:1−4) и другие указания относительно проблем общины. Однако беспорядки не утихли. Со временем до апостола дошли сведения, что церковь в Коринфе раздирается внутренними разногласиями, в частности из-за того, что некоторые члены общины считали себя более духовными и сведущими, чем их собратья по вере (1:11−12; 3:1−4; 8:1−3). Вероятно, ему сообщили и о другом: об упреках в его адрес, о безнравственности членов общины, о судебных тяжбах между ними (4:1−4; 5:1; 6:1−6). Более того, сама община прислала письмо Павлу, запрашивая наставлений по таким вопросам, как брак и развод, идоложертвенная пища, духовные дары, и советов по сбору пожертвований (7:1,25; 8:1; 12:1; 16:1); просили они и о том, чтобы их посетил Аполлос (16:12). Апостол столкнулся с комплексом проблем и в пространном Первом послании откликнулся на нужды церкви в Коринфе.
Характерные особенности и темы
Содержание послания обусловлено спецификой спорных вопросов, возникших в Коринфе. Многие ученые высказывали мнение, что послание составлено на основании противоречия между информацией, дошедшей до Павла (гл. 1−6), и проблемами, изложенными самими коринфянами в их письме (гл. 7−16). Хотя такая схема, возможно, не до конца соответствует отдельным частям послания, она позволяет составить о нем общее представление. Следует отметить, однако, что за разнообразием тем, затронутых в этом документе, лежат и глубокие проблемы: нападки на авторитет Павла, превозношение собственной духовностью, недостаток любви. По мере разрешения этих проблем апостол ясно излагает свое учение об основополагающих вопросах веры, в том числе — о державной власти Бога, о природе Церкви, об освящении и о воскресении мертвых.
Содержание
I. Введение (1:1−9)
II. Известие, полученное от домашних Хлои (1:10 — 6:20)
А. Разделения в церкви (1:10 — 4:21)
1. Сообщение (1:10−17)
2. Благовестие и истинная мудрость (1:18 — 3:4)
3. Служение и апостольство (3:5 — 4:21)
Б. Нравственные и этические проблемы (5:1 — 6:20)
1. Грех кровосмешения (5:1−13)
2. Судебные тяжбы (6:1−11)
3. Половая распущенность (6:12−20)
III. Ответ на письмо коринфян (7:1 — 16:12)
А. О браке и разводе (7:1−40)
1. Брачные отношения (7:1−9)
2. Вопрос о разводе (7:10−24)
3. Отдельный вопрос о «девственности» (7:25−40)
Б. Об идоложертвенных яствах (8:1 — 11:1)
1. Проблема и ее разрешение по существу (8:1−13)
2. Авторитетность Павла в этом вопросе (9:1−27)
3. Израильтяне как пример (10:1−22)
4. Выводы (10:23 — 11:1)
В. О богослужении (11:2−34)
1. О покрытии головы (11:2−16)
2. Вечеря Господня (11:17−34)
Г. О дарах духовных (12:1 — 4:40)
1. Единство и разнообразие (12:1−31)
2. Величие любви (13:1−13)
3. Пророчество и дар языков (14:1−25)
4. Принцип благочиния (14:26−40)
Д. О воскресении (15:1−58)
1. Важность воскресения Христова (15:1−11)
2. Неоспоримость воскресения (15:12−34)
3. Природа нового тела воскресших (15:35−49)
4. Выводы (15:50−58)
Е. О пожертвованиях и других вопросах (16:1−12)
IV. Заключение (16:13−24)
комментарии Женевской Библии на 1-е послание Коринфянам, введение