4:2 не искажая слова Божия. Павел говорит, что само служение не позволяет и не дает основания искажать слово Божие в угоду слушающим, поскольку любое искажение ничего не прибавляет к Благой Вести, но, напротив, умаляет ее.
4:4 бог века сего. Т.е. сатана (ср. 1Ин 5:19).
века сего. Т.е. этого падшего мира.
чтобы для них не воссиял. Иной перевод: «чтобы не увидеть им», т.е. чтобы и они не увидели. Неверующие являются таковыми вследствие духовной слепоты.
4:5 Ибо мы не себя проповедуем. Главное — не то, принимают Павла или отвергают его, а то, принимают ли Христа, Которого проповедует Павел. Некоторые проповедники (в частности, противники Павла) настолько были поглощены отстаиванием своего понимания благовестия, что забывали о Том, Кого благовествовали, т.е. о Христе.
4:6 потому что Бог. Бог — Первопричина всего, и только Он дарует новую духовную жизнь.
озарил наши сердца. Условие, необходимое для принятия евангельской истины. Подобно тому как в начале творческое слово Божие явило свет там, где не было света, так ныне творческое слово Божие сообщает духовную жизнь и понимание Евангелия там, где этого не было (см. статью «Достоверность Писания»).
познанием славы Божией. На языке ВЗ слава Божия — то яркое сияние, которое сопровождало присутствие Самого Бога. Она вела народ израильский из Египта под видом столпа облачного днем, огненного — ночью (Исх 13:21−22). Позднее она наполняла скинию при Моисее (Исх 33:8−13; Исх 40:34−38) и храм Соломона (3Цар 8:10−11). Однако слава Божия покинула храм во времена пророка Иезекииля из-за греховности народа (Иез 10:4,18−19; Иез 11:23) и возвратилась только с приходом Иисуса, Который явился ее воплощением. Иоанн говорит: «...мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1:14).
4:7 сокровище сие. Т.е. служение благовестия и сопутствующую ему силу нового завета, силу Духа Святого.
в глиняных сосудах. Имеется в виду слабость человеческой природы, в частности — немощь телесная, столь явно контрастирующая со славой благовестия. Павел напоминает, что Богу свойственно действовать через тех, кто слаб и незначителен в глазах мира сего.
Богу. Характерная для всего послания тема: Павел озабочен тем, чтобы слава воздавалась Богу, а не ему.
4:10 Павел говорит здесь о главном, через что прошел Христос (смерть и воскресение); на этом фоне понятным становится его собственный опыт как апостола Христова. Таким образом, Павел рассматривает свои страдания как участие в страданиях Христа (1:5 и ком.).
чтобы... жизнь Иисусова открылась. Сила Иисуса открывается в слабости Павла, как бы возвышаясь над ней.
4:12 Хотя Павел (как и Иисус) претерпевает многочисленные невзгоды, плодом его служения является духовная жизнь и сила воскресения в других людях. В этом — непостижимый для мира парадокс: получившие пользу от чьего-либо служения могут как будто пребывать в большем благополучии среди мира, чем те, кто совершал это служение в их среде и, по примеру Христа, многое претерпел ради Евангелия (ср. 8:9).
4:13 Павел цитирует Пс 115:1 по Септуагинте.
4:15 во славу Божию. См. ком. к 4:5.
4:16 мы не унываем. Это выражение повторяет ст. 1. Бог прославляется посредством служения Павла даже в моменты его слабости и упадка духа.
если внешний наш человек и тлеет. Противопоставление внешнего и внутреннего подразумевает не просто тело и душу, а ветхую, падшую природу и обновленное во Христе человечество.
4:17 кратковременное легкое страдание наше. См. 4:8−12; 6:4−10; 11:23−33. Павел считает, что подобные страдания сулят верующим великую награду в будущем. Вера и покорность Богу среди страданий угодна Ему и не будет забыта (1Пет 1:6−7; Рим 8:17−18). Тем не менее, не всякое страдание угодно Богу и заслуживает награды — лишь перенесенное за веру («ради Иисуса», ст. 11).
вечную славу. Букв.: «вечное бремя славы». Скорби этой жизни легки и незначительны в сравнении с весомостью славы, которая будет дарована в вечности и навечно.
4:18 невидимое вечно. Эта тема часто встречается в послании. Невидимый мир обладает реальностью и значением, видимый же мир преходящ.
комментарии Женевской Библии на 2-е послание Коринфянам, 4 глава