Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Послание к Филиппийцам | 3 глава

Новой Женевской Библии


3:1−11 В этих стихах содержится осуждение «злых делателей», которые считают, что спасения можно достичь соблюдением закона.

3:1 радуйтесь о Господе. Этот призыв дословно повторен в 4:4.

о том же. Это относится к тому, что Павел выскажет в ст. 2−21 (ср. ст. 18).

3:2 берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, (»...берегитесь лжеобрезания» — NIV). Противниками Павла могли быть либо иудействующие христиане (вроде упомянутых в Послании к Галатам), либо не принявшие христианства иудеи, которые отстаивали закон Моисея и утверждали, что признак спасения — обрезание (Деян 15:1).

3:3 обрезание — мы. Опровергая то значение, которое иудействующие ложно приписывают внешнему физическому обрезанию, Павел утверждает, что истинно обрезание — сами христиане, т.е. истинный духовный Израиль (ср. Гал 3:6 — 4:7).

служащие Богу духом. Иначе: «служащие Богу в духе» или «Духом Божиим служащие».

хвалящиеся Христом Иисусом. Противопоставление выражению «на плоть надеющиеся».

плоть. В словоупотреблении Павла этот термин часто охватывает все, что присущ человеку по природе (Еф 6:5). Однако здесь, вероятно, имеется в виду плотское обрезание (ст. 5; ср. Гал 6:12−15).

3:4−6 В этих стихах перечислены семь признаков, свидетельствующих о правоверности Павла (с точки зрения иудейской религии).

3:5 обрезанный в восьмой день. Павел был обрезан в соответствии с установлением (Быт 17:12).

из рода Израилева. См. Рим 9:3−4; Рим 11:1.

колена Вениаминова. Возможно, Павел, чье имя прежде было Савл (Саул) из Тарса, был назван в честь царя Саула, также происходившего из этого колена (1Цар 9:1−2).

по учению — фарисей. Скрупулезное соблюдение закона — Торы и основанного на ней фарисейского предания (Гал 1:14; Деян 22:3; Деян 26:5) — составляло содержание жизни Павла.

3:6 по ревности — гонитель Церкви Божией. См. Деян 9:13−14; Деян 22:4−5; Деян 26:9−11; 1Кор 15:9; Гал 1:13−14.

по правде законной. Это выражение лучше перевести так: «по праведности, требуемой законом» (ср. ст. 9).

непорочный. Это не притязание на безгрешность (Рим 7:7−13); Павел говорит лишь о своем ревностном соблюдении предписаний Ветхого Завета. Верность закону, хранимая Павлом, была достойна уважения, но порожденная ею «надежда» (это слово трижды повторено в ст. 3 и 4) была наихудшим из грехов.

3:7 Но что для меня было преимуществом. Павел имеет в виду не скрупулезно соблюдение заповедей закона (ст. 6).

я почел тщетою. Это чрезвычайно многозначительное решение, так как Павел отрекается (по крайней мере — отчасти) от добродетели, что гораздо труднее, чем отказаться от порока. Однако теперь он осознает, что чем благороднее происхождение человека и выше его добродетельность, тем сильнее он подвержен искушению гордостью и самонадеянностью (Лк 18:9−14; Еф 2:8−9). Павел с готовностью отвергает все предпосылки для самонадеянности и личной выгоды ради Христа.

3:8 почитаю за сор. В греческом тексте здесь стоит более выразительное слово; английская Библия (KJV) переводит его словом «навоз». Павел с отвращением отбрасывает все, что препятствует «превосходству познания Христа Иисуса».

3:9−11 Ст. 9 говорит о праведности, ст. 10 — об освящении, а ст. 11 — о прославлении. Эта последовательность (избрание — смерть — возвышение) указывает на связь с 2:6−11.

3:9 не со своею праведностью. Павел подчеркивает, что спасение обосновывается не успешным соблюдением закона, а целиком и полностью «праведностью от Бога», которая даруется тем, кто соединился со Христом (Рим 1:16−17; Рим 3:21−26).

через веру во Христа. Вера обращена ко Христу (Гал 2:16), и отныне, полностью вверив себя Христу, Павел оставил всякое упование на самого себя (ст. 7:8). Вера — средство, а не основание для спасения, и Павел провозглашает, что мы спасены «через веру»; он нигде не говорит, что мы спасены на основании веры. Спасение зиждется на заслугах Христа. Вера — средство, связывающее нас со Христом и Его заслугами.

по вере. Эти слова можно перевести: «основанной на вере», либо: «данной Богом в ответ на веру». Вера воспринимает Божий дар — праведность (Рим 3:22; Рим 5:17), и деятельную веру Бог вменяет в праведность (Рим 4:3; Рим 5:1; Гал 3:6). Вера предваряет праведность не в категориях времени, а по логической связи. Наша праведность зависит от веры, а не наоборот, хотя праведность и вера сосуществуют одновременно.

3:10 чтобы познать Его. Это самое страстное желание Павла (1:20−23); он говорит не просто о более глубоком интеллектуальном познании Христа, но об углублении личной связи. Следующие два пункта поясняют, как опытно проявляется познание Христа.

силу воскресения Его. По мнению Павла, в основании христианской жизни лежит отождествление с распятым и воскресшим Христом. В других местах (напр., 2Кор 4:7,10,11) Павел учит, что сила воскресения Христова проявляется в жизни христианина через его соучастие в страданиях Христа. Такое отождествление со страданиями Христа подразумевает не просто мученичество (Флп 2:17), оно охватывает всю жизнь.

3:11 достигнуть воскресения. Участие в страданиях Христовых ведет к участию в Его славе при воскресении из мертвых (ст. 20−21; Рим 8:17).

3:12 не потому, чтобы я уже достиг. Награда — спасение — еще не получена в полноте; это Павел подчеркивает, опровергая постулат о самоусовершенствовании (ср. 2Тим 2:18; 1Ин 1:8). Однако начало процессу спасения, который завершится в день Христов (1:6,10) при воскресении из мертвых (3:11), уже положено.

3:14 к цели. Устремления Павла обещают быть увенчанными наградой — полнотой спасения (ср. 1:28; Рим 13:11).

к почести вышнего звания Божия. Бог уже призвал Павла (Рим 8:30; Гал 1:15), и он неуклонно стремится достичь жизни во славе (ст. 13−14), потому что «достиг меня Христос Иисус» (ст. 12).

3:15 кто из нас совершенен. Другой перевод: «мы все, кто совершенны». Эти слова воздают должное тем, кто действительно совершенен в мыслях и в жизни. Греческое слово, переведенное как «совершенны», Павел употребляет в положительном смысл (как и в Кол 1:28), однако возможно, что здесь Павел с иронией говорит о тех, кто считает себя уже достигшими совершенства (ст. 12), стремясь исправить их мнение о себе.

так должен мыслить. Это относится к наставлениям ст. 12−14.

если же вы о чем иначе мыслите. Возможно, эти слова, должны подкрепить предшествующий призыв Павла, но повторение глагола «мыслить» ассоциируется с 2:1−5 и позволяет полагать, что апостол заботится о взаимном согласии филиппийцев.

Бог вам откроет. Идет ли речь о способности духовного рассуждения и понимания или о согласии между верующими, необходимо дарование благодати Божией (1:9−11). А пока верующие должны поступать соответственно разумению, какое Бог уже даровал им (ст. 16).

3:17 Подражайте... мне. Пример Павла противопоставляется тому, о чем говорится дальше (ст. 18−19). Павел хранит верность (Гал 6:14), слава его — Христос (ст. 21; ср. ст. 3), разум его занят небесными категориями (ст. 20−21).

3:18 даже со слезами. Павел проливает слезы не из опасения, будто кто-либо может уничтожить совершенное Христом, а предвидя погибель, ожидающую тех, кто противится благовестию. Их погибель (ст. 19) явится завершением разрушительного процесса, начало которому положило их собственное нечестие (Рим 1:18−32; Гал 6:7−8).

3:18−19 Этот фрагмент обращен к различным оппонентам (см. 1Кор 1:23), включая иудействующих (ст. 2−6; Гал 2:15−21). Возможно также, что Павел имеет в виду тех, кто считает Христа чистым духом и отвергает понятие о том, что спасение было осуществлено посредством Его воплощения, «в теле Плоти Его, смертью Его» (Кол 1:22). Такие люди мнят себя возвышенно-духовными существами, что будто бы дает им право наслаждаться чувственными удовольствиями чрева («их бог — чрево») и плоти («слава их — в сраме»; ср. 1Кор 6:9−10).

3:20 Наше же жительство — на небесах. Другой перевод: «А наше гражданство уже теперь на небесах». Подобно тому, как Филиппы были римской колонией (Деян 16:12), так Церковь — небесная колония.

мы ожидаем. Это ожидание тождественно влечению, упомянутому в 1:23. Употребление этого глагола в посланиях Павла везде имеет подобное значение (Рим 8:19,23,25; 1Кор 1:7; Гал 5:5).

3:21 уничиженное тело наше преобразит. Отвергая пренебрежение материальным (см. ком. к 3:18−19), Павел прославляет то, как Христос преобразит наше тело (ср. 1Кор 15:50−53).

сообразно славному телу Его. Сам Христос восстал из гроба телом, «первенец» великой жатвы (1Кор 15:20−23). Подобно тому, как Отец увенчал послушание Христа (2:6−11), так и верность Его последователей среди испытаний обещает им славное воскресение.

силою, которою Он действует и покоряет Себе все. См. 1Кор 15:20−28.

комментарии Женевской Библии на послание к Филиппийцам, 3 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.