5:1−14 Четвертая и пятая главы книги Откровение являются двумя частями одного величественного видения славы Божией (см. ком. к 4:1 — 5:14). С первого стиха пятой главы начинается вторая часть этого видения, основная идея которой сосредоточивается на искуплении и воссоздании (5:1−14). Божии цели искупления и владычества могут быть осуществлены только через Того, Кто единственно достоин славы — Иисуса Христа. Он одновременно представлен как грозный лев из колена Иудина, сражающийся с врагами Божиими (19:11−21; 17:14), и как кроткий Агнец, приобретший Свой народ ценой Своей искупительной жертвы (5:9−10). Только Бог в Своей полноте триединства может исполнить эти величественные замыслы.
Здесь присутствуют Отец — «Сидящий на престоле» (5:1,7), Сын — «Агнец» (5:6−7) и Дух Божий, образом которого являются рога и очи Агнца (5:6; ком. к 1:4).
Свиток может представлять собой сразу несколько реальностей: завет Божий, Его закон, Его обетования, Его замысел и Его волю. Параллель с книгой Даниила (12:4) указывает на вероятность того, что свиток — это небесная книга, содержащая описание Божиего замысла и предназначения мира. Снятие печатей с книги означает исполнение того, что было замыслено Богом. Евангелист Иоанн плачет (5:4), ибо горячо желает исполнения замыслов Божиих (Мф 6:10). Благодаря искупительной жертве Христа, великое множество людей получило искупление (5:9); цели Исхода и изначального господствующего положения человека как владыки над тварным миром, наконец, достигнуты (5:10). Все творение будет преисполнено хвалой Богу и Агнцу (5:11−14).
5:1−14 Первый цикл судов, которые подводят ко Второму пришествию Христа.
5:1 видел... книгу, написанную внутри и отвне. Книга («свиток») — Божий замысел истории вселенной (см. ком. к 5:1−14).
5:6 Агнец как бы закланный. Здесь употреблено выражение «как бы», потому что, хотя Агнец Божий Христос был действительно заклан, теперь Он жив во веки веков (1:18). Божии определения могут осуществиться в истории только на основании принесенной Христом жертвы и Его воскресения.
семь рогов. Рога в слове Божием часто олицетворяют силу и могущество (Пс 88:18; Пс 91:11; Дан 7:8; Дан 8:3). В данном случае имеется в виду сила вечной жизни Христа, исполненной Духом Божиим (Ин 3:34; Рим 8:11; 1Кор 15:45).
семь духов Божиих. См. ком. к 1:4.
5:9 из всякого колена и языка, и народа и племени. Исполнение обетования, данного Богом Аврааму о благословении в семени его всех народов (21:24−27; 7:9−17; Ис 60:1−5; Быт 12:3; Быт 22:18).
5:10 соделал... царями и священниками. См. ком. к 1:6.
5:11−14 Славословие, вначале звучавшее в непосредственной близости к престолу, теперь распространяется шире и должно наполнить всю вселенную.
комментарии Женевской Библии на Откровение Иоанна, 5 глава