9:1−12 Образы саранчи заимствованы из книг Исход (10:13−15) и пророка Иоиля (2:1−11), где наказание реальной саранчой предвещает еще более опустошительное бедствие воинством, посланным свыше (Иоиль 2:11). Сила саранчи, наводящая ужас, сравнима лишь с силой зверя (13:1−10). Эти исчадия ада вредят только нечестивым, но не касаются святых (9:4).
Страдания постигают грешников уже в этой жизни, и эти страдания предвещают возмездие, ожидающее их в конце (20:11−15). Это видение изображает действие разрушительной, причиняющей страдание силы зла в человеческой душе. Иные толкователи считают видение саранчи сверхъестественной казнью через действие бесовских духов, которые будут выпущены на землю незадолго до Второго пришествия Христа.
9:5 пять месяцев. Обычно полчища саранчи снимаются с места через несколько дней, сохраняя свою силу на протяжении отведенного им срока в пять месяцев.
9:11 Авваддон... Аполлион. Возможно, здесь есть намек на императоров Нерона или Домициана, которые уподобляли себя греческому богу Аполлону.
9:13−21 Римская империя опасалась нападения парфян, живших по ту сторону Евфрата (9:14), на восточной границе империи. Но все эти страхи были ничтожны в сравнении с тем, что изображает книга Откровение. Эпизод 9:13−21 похож на описанный в 16:14, но его последствия менее пагубны: еще остается время для покаяния (9:18−21).
комментарии Женевской Библии на Откровение Иоанна, 9 глава