27:1 когда-нибудь попаду я в руки Саула. Несмотря на все преподанные ему Богом уроки веры (напр., 26:10), Давид, устав быть беглецом и подвергаться постоянной опасности со стороны Саула, допускает в сердце страх, столь свойственный человеческой природе. Опасения Давида усугубляются тем, что его самого и его спутников в их скитаниях сопровождали семьи (ст. 3). Поэтому во второй раз (21:10) Давид решает искать убежище у злейших врагов Израиля — филистимлян.
27:2 Анхусу. См. 21:10. Теперь, когда конфликт между Давидом и Саулом обострился до предела, Анхус с готовностью принимает у себя Давида. Его гостеприимство объясняется, вероятно, тем, что он понимал ту выгоду, которую союз с Давидом мог принести ему в войне против Саула (29:6).
27:3 обе жены его. См. ком. к 25:40−44.
27:5 для чего рабу твоему жить в царском городе вместе с тобою? Обращение Давида к Анхусу с просьбой о месте «в одном из малых городов» было продиктовано, по всей видимости, желанием покинуть столицу, что дало бы ему большую свободу действий и избавило от излишнего внимания со стороны Анхуса (ст. 8−11).
27:6 Секелаг. Упоминается среди городов «с края колена сынов Иудиных в смежности с Идумеею на юге» (Нав 15:21−32; особ. ст. 31) и в составе удела Симеонова, данного ему среди удела Иудина (Нав 19:1−9; особ. ст. 5). Предположительное местонахождение этого города совпадает с Телль Шариахом. Хотя Секелаг и принадлежал некогда израильтянам, из данного контекста можно заключить, что в описываемое время он находился в руках филистимлян.
царями Иудейскими. Это упоминание о царях иудейских свидетельствует о том, что данная книга составлялась уже после разделения Израиля на северное и южное царства (3Цар, гл. 12).
27:8 на Гессурян. Гессуряне, согласно Нав 13:2, были соседями филистимлян. Упоминаемых здесь не следует путать с одноименным народом, обитавшим в землях к востоку от Иордана (Нав 13:11; 2Цар 15:8; 1Пар 2:23). Из этого заиорданского народа Давид взял себе жену, которая стала матерью Авессалома (2Цар 3:3).
Гирзеян. Предположение, что это слово следует читать «гезреян», а не «гирзеян», несостоятельно, так как Гезер (Телль Езер) был весьма удален от района активных действий Давида. Кроме того, что на них нападал Давид, о «гирзеянах» ничего более не известно; в других местах Библии они не упоминаются.
Амаликитян. См. ком. к 15:2.
до Сура. См. ком. к 15:7.
27:9 не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины. Вопрос о нравственной оценке действий Давида, безусловно шедших на пользу его соотечественникам, остается открытым, так как нет никаких указаний на то, что он поступал по воле Господа.
27:10 Давид сказал. Это не первый случай, когда Давид ощущает необходимость прибегнуть ко лжи (см. 20:6; 21:2).
на полуденную страну Иудеи. Т.е. на южную область Иудеи.
страну Иерахмеела. В 1Пар 2:9−15 упоминается Иерахмеил, внук Иуды и сын Есрома; его брат Арам был предком Давида.
страну Кенеи. См. ком. к 15:6; 30:29.
комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств, 27 глава