Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-я Царств | 4 глава

Новой Женевской Библии


4:1 было слово Самуила ко всему Израилю. Эпизод, начатый словами о том, что «слово Господне было редко» (3:1), завершается указанием на перемену ситуации с избранием Самуила «пророком Господним» (см. 3:20 и ком.).

против Филистимлян. Упоминаемые уже в Пятикнижии (Быт 10:14; Быт 21:32,34; Быт 26:1), филистимляне были одним из тех средиземноморских народов, которых египетские источники эпохи Рамзеса III рассматривали под обобщающим названием «морских народов». Известно, что ко времени судей израильских филистимляне населяли прибрежные земли Ханаана (Суд 3:31; 13:1 — 16:31). Филистимляне владели городами: Азот, Аскалон, Аккарон, Геф и Газа (1Цар 6:17) и предпринимали неоднократные попытки расширить свою территорию посредством захватнических войн и поэтому, особенно во дни Самуила и в начальный период монархии, находились в состоянии перманентного конфликта с израильтянами, с чьими землями филистимляне граничили на севере и на востоке.

при Авен-Езере. Достоверных сведений о местоположении Авен-Езера не имеется, однако есть некоторые основания отождествлять его с поселением, найденным при раскопках в Избет Сарте, к востоку от Афека. Авен-Езер (в переводе с древнееврейского — «Камень помощи») упоминается также в 5:1. Авен-Езер фигурирует помимо этого и в 7:12, но это уже совсем другое место, ибо сказано, что оно находилось поблизости от Массифы, и, следовательно, никак не около Афека.

при Афеке. Первый раз в ВЗ Афек упоминается в перечне городов, завоеванных Иисусом Навином (Нав 12:18). Этот город располагался на самом юге долины Сарон у реки Ядрон.

4:3 за что поразил нас Господь. Вопрос старейшин Израиля уместен лишь в той мере, в какой в нем отразилась их вера в то, что война Израиля с филистимлянами — «война Господа» (17:47). Не дожидаясь, однако, какого-либо ответа на свой вопрос, они начинают действовать всецело по своему усмотрению.

возьмем... ковчег завета Господня. Старейшины решают использовать ковчег завета в качестве некоего магического орудия, свидетельствуя тем самым, что их представления о природе Божественного присутствия не отличаются от тех, которые имели на этот счет язычники филистимляне (ст. 7−9). Спасение зависит исключительно от свободного выбора Господнего и от Его суверенной милости, а отнюдь не от человеческих ухищрений (ср. 2Цар 15:25).

4:4 Господа Саваофа. См. ком. к 1:3.

седящего на херувимах. См. Исх 25:17−22; Чис 7:89.

Офни и Финеес. У Илия «сердце трепетало за ковчег Божий» (ст. 13), поскольку он знал, что святыня доверена попечению его нечестивых сыновей (2:12−17,27−36).

4:6 Евреев. Это слово впервые встречается в Быт 14:13, где говорится об «Авраме Еврее». Наиболее правильным представляется объяснять возникновение слова «еврей» в свете библейской генеалогии, связывая его с именованием «сыны Еверовы» (Быт 10:21). Евер был правнуком Сима и дальним предком Аврама (Быт 11:10−27). В то же время во многих письменных памятниках второго тысячелетия до Р.Х. фигурирует некий народ «хапиру». В связи с этим возникла широкая дискуссии относительно того, следует ли отождествлять этот народ с библейскими евреями. Вполне допустимо, что с точки зрения некоторых из соседних с ними народов евреи оказывались «хапиру», но при этом, принимая во внимание необычайную рассеянность хапиру по древнему ближневосточному региону, нельзя отождествлять их с евреями.

4:8 Это — тот Бог, Который поразил Египтян. В этом возгласе филистимлян отразились как свойственный им политеизм, так и их весьма смутное представление о событиях и обстоятельствах, сопровождавших исход евреев из Египта.

4:10 тридцать тысяч. Попытки израильтян манипулировать ковчегом с целью достижения нужного им результата не пошли им на пользу, но, напротив, обрекли их войско на потери, еще большие, чем в предыдущей битве (ст. 2).

4:11 ковчег Божий был взят. Потеря ковчега действительно явилась событием столь ужасным и ошеломляющим, что у того, кто слышал о нем, могло «зазвенеть в обоих ушах» (3:11).

Офни и Финеес, умерли. Таким образом исполнилось сказанное в 2:34 и 3:12.

4:13 сердце его трепетало за ковчег Божий. Ранее Илий получил упрек в том, что он предпочитал своих сыновей Богу (2:29), но теперь его больше беспокоит судьба ковчега Божиего, нежели судьба собственных сыновей. О своего рода духовной реабилитации престарелого священника свидетельствует рассказ о его реакции на сообщение о понесенных израильтянами потерях (ст. 17−18). Той же цели, по всей вероятности, служит и замечание о том, что Илий в ожидании известий «смотрел» на дорогу (ст. 13), тем более значимое, что чуть далее говорится о его слепоте (ст. 15).

4:15 он не мог видеть. См. ком. к ст. 13.

4:18 Когда упомянул он о ковчеге Божием. Известия о потерях, понесенных израильской армией, и даже о гибели обоих его сыновей (ст. 17) не оказали на Или такого воздействия, как слова о захвате филистимлянами ковчега завета. ибо он был ... тяжел. Знаменательно, что, получив ранее упрек за «предпочтение» Богу своих сыновей и за «утучнение себя» (вместе с сыновьями) за счет приношений народа Господу, Илий погибает именно из-за своей тучности. Этот момент значительно явственней виден при чтении книги на древнееврейском языке, поскольку в нем слова «предпочтение» (или «честь») и «тяжелый» являются производными от одной и той же основы (см. ком. к 2:29).

Был же он судьею Израиля. В том, что об Илие говорится одновременно как о священнике и как о судье, не содержится противоречия (ср. Чис 25:5−8; Втор 17:8−12; Втор 19:17; 1Пар 23:2−4; 2Пар 19:8; Иез 44:24). Именно благодаря этому Илий занимает место в ряду вождей Израиля, поставленных Богом на период от кончины Иисуса Навина до установления института царского правления.

сорок лет. Правильность этой цифры вызывает некоторые сомнения (тем более, что в Септуагинте сказано только о двадцати годах), поскольку, если бы Илий действительно был судьей в течение сорока лет, то тогда на срок его служения выпадали бы и деяния Самсона (Суд, гл. 13−16), и, возможно, судейское служение тех, кто фигурирует в Суд 12:8−15.

4:21−22 Ихавод... отошла слава от Израиля. Имя Ихавод означает «Бесславие» или «Где же слава?». В этом имени присутствует корневая основа, о которой прежде уже упоминалось как об имеющей значение «честь» и «вес» (см. ком. к 2:29). Как явствует из ст. 22, под отошедшей от Израиля славой жена Финееса понимает в первую очередь не дом Илиев, а ковчег Божий, который был «взят» филистимлянами.

комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств, 4 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.