Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался «ведом» всюду, имя Его стало великим (Пс 75_2), когда многочисленные враги погибли (Пс 75_6−7) и земля успокоилась (Пс 75_9) благодаря чудесной помощи Бога (Пс 75_10). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4Цар 19. У LXX-ти и в Вульгате в надписании сделана прибавка «ко Ассирианину».
Велико имя Бога иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления Его погибли (2−7). Он страшен в возвышенном с небес повелении, когда восстал на защиту своего народа. Враги погибли и земля успокоилась (8−11). Да воздадут Ему поклонение все народы (12−13).
Пс 75:2. Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
«Ведом в Иудее Бог», сделалось известным имя Того, который в Иудее управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду известным.
Пс 75:3. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
«Салим» — название древнее Иерусалима, где Господь постоянно пребывает во Святом Святых храма.
Пс 75:5. Ты славен, могущественнее гор хищнических.
«Могущественнее гор хищнических». Гора — образ несокрушимости. Горы хищнические — ассирияне, нападавшие на Иерусалим в надежде богатой добычи. Среди тогдашних народов Востока они были самыми грозными врагами, но Господь показал, что Он «могущественнее их».
Пс 75:6. Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
«Крепкие сердцем» — мужественные и храбрые враги. — «Уснули сном своим» — непробудным, т. е. мертвым. — «Не нашли все мужи силы рук своих» — гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс. ассириян.
Пс 75:8. Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
«Устоять пред лицем... гнева Божия» — бороться с Богом никто не в силах.
Пс 75:9. С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
«Земля убоялась и утихла», страшная кара, постигшая врагов, наполнила ужасом все сердце иудеев, и вместе с тем внесла успокоение в жизнь страны.
Пс 75:11. И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
«Гнев человеческий обратится во славу Тебе», гнев на Бога со стороны человека не только не может причинить Ему какой-либо вред, но служит к Его славе. В лице Рабсака враги издевались над Иеговою и угрожали евреям, но эта угроза закончилась поражением их самих и увеличением славы Иеговы. — «Остаток гнева Ты укротишь». Ты не дашь всецело излиться Твоему гневу на врагов, т. е., хотя гибель ассириян была и ужасной, но она не явилась полным выражением того гнева Иеговы, который они заслуживали, Бог был к ним милостив.
Понимают и так: Ты, Господи, сохранил остаток гнева, чтобы излить его на врагов, в случае новых нападений с их стороны, т. е. навсегда сохранить от них.
Пс 75:12. Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
«Все, которые вокруг Него» — разумеются языческие народы, живущие вокруг Палестины. Возрастающее военное могущество Ассирии и самостоятельность этих народов являлись постоянной угрозой, а потому гибель под стенами Иерусалима военной силы Ассирии должна внести успокоение в них и наполнить их чувством благоговейной благодарности пред Богом еврейским.
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 75