Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1−27. Встреча Моисея с Иофором и устройство суда.

Исх 18:1. И услышал Иофор, священник Мадиамский, тесть Моисеев, о всем, что сделал Бог для Моисея и для Израиля, народа Своего, когда вывел Господь Израиля из Египта,

Исх 18:2. и взял Иофор, тесть Моисеев, Сепфору, жену Моисееву, пред тем возвращенную,

Исх 18:3. и двух сынов ее, из которых одному имя Гирсам, потому что говорил Моисей: я пришлец в земле чужой;

Исх 18:4. а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова.

Исх 18:5. И пришел Иофор, тесть Моисея, с сыновьями его и женою его к Моисею в пустыню, где он расположился станом у горы Божией,

Исх 18:6. и дал знать Моисею: я, тесть твой Иофор, иду к тебе, и жена твоя, и два сына ее с нею.

Исх 18:7. Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился [ему], и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер.

Исх 18:8. И рассказал Моисей тестю своему о всем, что сделал Господь с фараоном и со [всеми] Египтянами за Израиля, и о всех трудностях, какие встретили их на пути, и как избавил их Господь [из руки фараона и из руки Египтян].

Исх 18:9. Иофор радовался о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю, когда избавил его из руки Египтян [и из руки фараона],

Исх 18:10. и сказал Иофор: благословен Господь, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти Египтян;

Исх 18:11. ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над Израильтянами.

Исх 18:12. И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом.

Исх 18:13. На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера.

Исх 18:14. И видел [Иофор,] тесть Моисеев, всё, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?

Исх 18:15. И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога;

Исх 18:16. когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю [им] уставы Божии и законы Его.

Исх 18:17. Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь:

Исх 18:18. ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его;

Исх 18:19. итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его];

Исх 18:20. научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать;

Исх 18:21. ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями];

Исх 18:22. пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя;

Исх 18:23. если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром.

Исх 18:24. И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил [ему];

Исх 18:25. и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями],

Исх 18:26. и судили они народ во всякое время; о [всех] делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами.

Исх 18:27. И отпустил Моисей тестя своего, и он пошел в землю свою.

Описанное в данной главе событие относится к более позднему, чем пребывание евреев в Рефидиме, времени, и рассказ о нем должен быть помещен, по мнению экзегетов, в X гл. кн. Чис между 10 и 11 ст. (Чис 10:10−11). Справедливость подобного предположения подтверждается следующим. По словам Исх 18:5, событие имело место у горы Божией, т. е. Хорива (Исх 3:1), но не в Рефидиме, в котором находятся в данный момент евреи. Точнее, по указанию Втор 1:6−19, избрание Моисеем себе помощников в лице тысяченачальников и стоначальников совершилось после синайского законодательства, перед удалением евреев от Хорива, на каковое время падает также возвращение Иофора из еврейского стана в свою землю (Исх 18:27, Чис 10:29). И так как рассказ о путешествии евреев от Синая начинается с Чис 10:11, то перед ними должно быть помещено описание события 18 гл. кн. Исход.

комментарии Лопухина на Исход, 18 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.