Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Притчи | 18 глава

Толковая Библия Лопухина


1−10. Против немиролюбия, страсти к спорам и других проявлений негуманного и безрассудного настроения. 11−17. Семь притчей, поучающих преимущественно надежде на Бога и смирению, как путям, ведущим к истинной мудрости. 18−22. Против страсти к тяжбам и злоупотреблений даром слова. 23−25. О разных видах любви.

Притч 18:1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.:

Притч 18:2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

Притч 18:3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.

Притч 18:4. Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.

Притч 18:5. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Притч 18:6. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.

Притч 18:7. Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его.

Притч 18:8. Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.]

Притч 18:9. Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

Притч 18:10. Нерадивый в работе своей — брат расточителю.

Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1−2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого — таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. Притч 20:5; Еккл 7:24). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей (Лев 19:15; Втор 10:17). Затем — против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому и безрассудному (ст. 6−7), против клеветничества, лености, расточительности (8−10).

Притч 18:11. Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен.

Притч 18:12. Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.

Притч 18:13. Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.

Притч 18:14. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.

Притч 18:15. Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его?

Притч 18:16. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.

Притч 18:17. Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.

Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с другой стороны — на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь богатства (ст. 12); если в Притч 10:15 говорилось о том горделивом приподнятом самомнении, какое внушает Богу обладание богатством — в противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12; евр. 11) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта (правильно передает русск. перев — синод. и Архим. Макария — евр. бемаскито — «в его воображении». Принятый текст LXX и Vulg. не выдерживают этого значения). Ст. 13 сн. Притч 16:18 и Притч 15:33. Указываемый в ст. 14 признак глупца — манера отвечать, не выслушав вопроса, — считался у древнееврейских мудрецов весьма типичным дли человека глупого и необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось признаком ученого и мудрого (Сир 11:8; Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух человека может быть и источником силы, мужества для всего существа человека, но также — при унынии — источником слабости (по евр. т. в первой половине стиха руах, «дух», муж. р., а во второй — женск.). В ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания ученика зависела мера научения его мудрости (ср. Притч 15:31; Авот VI, 5). Ст. 17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде (ср. Притч 19:8).

Притч 18:18. Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.

Притч 18:19. Жребий прекращает споры и решает между сильными.

Притч 18:20. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам зáмка.

Притч 18:21. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.

Притч 18:22. Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.

Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье — не обольщаться показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8−9). По ст. 19 в спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был жребий (ср. Притч 16:33). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. — 19 ст.) иначе передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) — «брат, озлобленный («изменою», по архим. Макарию), неприступнее крепкого града», чем у LXX (αδελφός ὺπο αδελφοῦ βοηθούμενος, ὠς πολις οχυρὰ καὶ ὑψηλὴ), в Vulg. — (frater; qui adjuvatur a fratre, gnasi civrtas firma), и в слав.: «брат от брата помогаем, яко град тверд и высок». Хотя образ укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл, даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места — ст. 18−19, ср. вторую половину ст. 20 — говорит в пользу евр. -русск. чтения. Ст. 21 сн. Притч 12:14:13.2. Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном, то гибельном (ср. Сир 38:20−22), подобным образом, но гораздо подробнее говорит Апостол Иаков (Иак 3:5−9).

Притч 18:23. Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.— [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив.]

Притч 18:24. С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.

Притч 18:25. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

Премудрый говорит здесь о разных видах любви и привязанности, и, прежде всего, признает великим даром Божиим и счастьем для человека обладание доброй женой (ст. 23, ср. Притч 31:10 сл., Сир 26:1 сл.); затем, имея в виду отрицательным путем выразить долг любви и милосердия к нуждающимся, изображает смиренно молящую фигуру нищего с одной стороны, и грубую надменность и жестокосердие богача с другой (ст. 24, сн. Притч 14:21:17.5); наконец, говорит об идеальной дружеской любви, способной превысить силу любви братской (ст. 25).

комментарии Лопухина на притчи Соломона, 18 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2025, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.