1−6. Изложение содержания храмовой речи Иеремии. 7−19. Преследования, каким подвергся Иеремия за эту речь. 20−24. Смерть пророка Урии.
Иер 26:1−6. Здесь кратко излагается речь, сказанная Иеремиею в начале правления Иоакима на дворе храма Иерусалимского, содержащаяся в Иер 7:3−15 ст. Речь эта возвещала Иерусалиму ту же судьбу, какую испытал Силом; избежать этой судьбы Иерусалим мог бы только в случае искреннего обращения своего к Иегове.
Иер 26:7−19. Священники и пророки с толпою народа возмутились этою речью и хотели казнить Иеремию, но князья, пришедшие на шум, дали высказать Иеремии свои оправдания. Пророк заявил с твердостью, что он послан от Бога, и князья принимая во внимание, что за подобную же речь царь Езекия не стал преследовать пророка Михея, отпустили Иеремию на свободу.
Иер 26:10. Когда услышали об этом князья Иудейские, то пришли из дома царя к дому Господню и сели у входа в новые ворота дома Господня.
«Новые ворота» Господни — как видно из Иер 36:10 вели к внутреннему притвору или к верхнему двору храма.
Иер 26:18. «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя Иудейского, и сказал всему народу Иудейскому: так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего — лесистым холмом.
Речь о разрушении Иерусалима идет в III-й гл. кн. пророка Михея (Мих 3:12).
Иер 26:20−24. Чтобы показать, как велика была опасность, угрожавшая пророку, здесь сообщается о том, что сказавший подобную же речь другой пророк, Урия, был казнен царем Иоакимом.
Иер 26:22. Но царь Иоаким и в Египет послал людей: Елнафана, сына Ахборова, и других с ним.
Иоаким стоял в хороших отношениях с Египтом и потому фараон выдал ему бежавшего в Египет Урию. — «Елнафан, сын Ахбора» был, вероятно, тесть Иоакима (4Цар 24:8).
Иер 26:24. Но рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию, чтобы не отдавать его в руки народа на убиение».
Ахикам был отец наместника Иудеи, Годолии (Иер 39:14:40.5).
Особое замечание. Большинство толкователей полагает, что рассказ, содержащийся в XXVI-й гл., составлен учеником Иеремии, Варухом, почему о пророке Иеремии идет речь в 3-м лице.
комментарии Лопухина на книгу пророка Иеремии, 26 глава