1−8. Притча о вдове. — 9−14. Притча о фарисее и мытаре. — 15−30. Благословение детей и опасность богатства. — 31−43. Предсказание Христа о Своей смерти и исцеление слепого близ Иерихона.
Лк 18:1. Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
Слова Христа о том, что ученики не увидят «дня Сына Человеческого», не найдут себе подкрепления в наступлении дня суда (Лк 17:22), произвели, конечно, на них тяжелое впечатление. Чтобы показать, что они все же не должны унывать, Господь говорит им притчу, которая вразумляет их, что Бог все-таки слышит и услышит просьбы Своих избранных (т.е. их, учеников Христа) и исполнит их.
«Всегда молиться». Некоторые толкователи понимают здесь «постоянное стремление души к Богу», которое должно продолжаться в течение жизни, хотя для молитвы бывают часы более сильной и сосредоточенной теплоты (Тренч, с. 408). Но употребленный здесь глагол «молиться» (προσεύχεσθαι) означает действительную молитву, в прямом значении этого слова. Что же касается выражения «всегда» (πάντοτε), то оно, несомненно, имеет гиперболический смысл. Так это слово часто употребляется в Священном Писании (например, «скорбь моя всегда предо мною», — Пс 37:18; «пребывали всегда в храме», — Лк 24:53).
«Не унывать» — по связи речи, не унывать во время молитвы, когда видят, что она не исполняется.
Содержание и цель притчи здесь указывает сам евангелист, а не Христос (как почему-то утверждает Тренч, с. 408).
Лк 18:2. говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
Лк 18:3. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
Лк 18:4. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
Лк 18:5. но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
«Судья» (см. Мф 5:25).
Эта притча очень напоминает собой притчу о друге, пришедшем в полночь с просьбой к другу (Лк 11 и сл.). Как там, так и здесь удовлетворение просьбы получается в силу особой настойчивости, с которой там друг выпрашивает хлеба у друга, а здесь вдова просит неправедного судью разобрать ее дело.
«Чтобы она не приходила больше докучать мне» — точнее: «подставлять мне синяки под глаза». Судья, шутя, говорит, что, пожалуй, женщина дойдет в своем отчаянии до того, что станет бить его (ὑπωπιάζῃ με) по лицу...
Лк 18:6. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
Лк 18:7. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
Лк 18:8. сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Смысл нравоучения, выводимого из притчи Христом, следующий. Христос как бы учит: «Слушайте, что говорит судья неправедный! Но Бог — Он ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? Ужели можно сказать, что Он медлителен в отношении к ним (по принятому у нас греческому тексту здесь стоит причастие μακροθυμῶν, а по более проверенному тексту нужно читать μακροθυμεῖ — третье лицо настоящего времени)? Разве может Он не прийти к ним на помощь?» Тем не менее, если Христос здесь действительно отрицает замедление со стороны Бога, то Он не говорит, чтобы дело не представлялось иначе и избранным Божиим. Им может казаться, что такое замедление существует, потому что Бог, по Своей премудрости, не всегда исполняет просьбы и людей благочестивых, отлагая это до известного времени. После этого Христос с особой силой высказывает такое положение: «Бог сотворит отмщение, о котором вопиют Его избранники, вскоре», т.е. быстро, когда это нужно будет, освободит Своих избранников от врагов, которые понесут наказание при втором пришествии Христа, и прославит этих избранников в Царстве Мессии (ср. Лк 21:22). Хотя идея этого отмщения в Евангелии от Луки и не имеет той резкой формы, какую она получила у других новозаветных писателей, например в Апокалипсисе, тем не менее, все-таки и она вообще не чужда евангелисту Луке (ср. Лк 1 и сл. Лк 1 и сл.).
«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Эти слова, несомненно, стоят в связи с предыдущей идеей о последнем суде. Христос как бы говорит: «Это уже несомненно, что Сын Человеческий придет, чтобы помочь верующим и наказать неверующих. Но вопрос в том, много ли больше веры найдет Он к Себе, приходя во второй раз, чем нашел при первом Своем пришествии на землю?» Здесь Господь повторяет мысль, высказанную Им при изображении времени второго пришествия в Лк 17 и сл. Согласно Тренчу (с. 415) и епископу Михаилу, здесь речь идет об умалении веры в верующих, о некотором ее ослаблении. Но Христос не говорит, что мало найдет веры в среде христианства, а вообще изображает состояние человечества, «веру на земле» (ἐπὶ τῆς γῆς). Грусть слышится в этих словах Христа, Ему больно, что придется к большинству людей применить строгое осуждение, вместо того чтобы их помиловать и сделать участниками Своего славного Царства.
Лк 18:9. Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
Притча о мытаре и фарисее находится только у евангелиста Луки. Целью притчи, несомненно, было несколько понизить сознание собственного достоинства среди учеников Христа («избранные» — стих 7) и научить их смирению. Их и нужно понимать под теми, которые слишком высоко ставили свою праведность и унижали других. К фарисеям же Христос не мог обратиться с притчей, в которой прямо выводится фарисей. Притом фарисей, выведенный в притче, вовсе не показался бы фарисеям заслужившим осуждение от Бога: его молитва должна была им казаться совершенно правильной.
Лк 18:10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
«Вошли» — точнее: «поднялись» (ἀνέβησαν). Храм стоял на горе.
«Фарисей»(см. комментарии к Мф 3:7).
«Мытарь» (см. комментарии к Мф 5:46).
Лк 18:11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
«Став». Молились иудеи обыкновенно стоя (Мф 6:5).
«Сам в себе». Эти слова по русскому тексту, согласному с Textus receptus, относятся к слову «молился» и обозначают молитву «про себя», не выраженную громко. По другому чтению, слово это относится к слову «став» (И. Вейс) и будет указывать на то, что фарисей не хотел приходить в соприкосновение с такими людьми, как мытарь. Последнее мнение, впрочем, едва ли можно принять, потому что этого не допускает смысл греческого выражения (здесь поставлено не καθ´ ἐαυτὸν, а πρὸς ἐαυτόν).
«Боже! благодарю Тебя». Фарисей начинает молитву как должно, но сейчас же переходит к осуждению ближних и к возвеличиванию себя самого. Это не Бог дал ему силы совершать добрые дела, а он сам все сделал.
«Этот мытарь» — правильнее: «вон тот, мытарь!» — выражение презрения.
Лк 18:12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Кроме отрицательных качеств, какие приписал себе фарисей выше (он — не грабитель, не обидчик, не прелюбодей), он говорит теперь о своих положительных заслугах пред Богом. Вместо того чтобы поститься один раз в году — в праздник очищения (Лев 16:29), он, подобно другим набожным иудеям, постится еще два дня в неделю — во второй и пятый (ср. Мф 6:16). Вместо того чтобы давать на нужды храма только десятину от прибыли, получаемой ежегодно в стаде, или от плодов (Числ. 18:26), он дает десятину от «всего», что получает — с самых, например, мелких трав (Мф 23:23).
Лк 18:13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Мытарь в это время стоял вдалеке от фарисея (доселе речь шла только о фарисее, значит и расстояние указывается по направлению от него). Он не смел выступить на видное место, где, без сомнения, смело встал фарисей, и молился Богу только о том, чтобы Бог был милостив к нему, грешнику. При этом он ударял себя в грудь — в знак печали (ср. Лк 8:52). Он думал только о себе, ни с кем себя не сравнивал и ничем себя не оправдывал, хотя, конечно, и мог бы сказать что-нибудь в свое оправдание.
Лк 18:14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
После такой молитвы мытарь «пошел» (точнее: «сошел», ср. стих 10) домой «оправданным», т.е. Бог признал его праведным и дал ему это почувствовать особой радостью сердца, особым чувством умиления и успокоения (Тренч, с. 423), потому что оправдание не есть только акт, совершающийся в Боге, но и переходит на оправданного человека. Мысль об этом оправдании, как совмещающем в себе и признание человека праведным, и усвоение человеком праведности Божией, раскрыта была еще до написания Евангелия от Луки апостолом Павлом в его Посланиях, и, без сомнения, евангелист Лука, употребляя выражение «оправданный», понимал его так, как его учитель, апостол Павел.
«Более, нежели тот». Это не значит, что и фарисей был оправдан, хотя и не в такой степени, как мытарь. Фарисей ушел, как об этом говорит контекст речи, прямо осужденным.
«Ибо всякий» — мысль вполне подходящая в притче. Смысл изречения см. в комментариях к Лк 14:11.
Лк 18:15. Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
Лк 18:16. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
Лк 18:17. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
После заимствований из известного ему источника евангелист Лука снова начинает повествовать о путешествии Христа в Иерусалим, следуя главным образом евангелисту Марку (Мк 10:13−16; ср. Мф 19:13−14).
«Приносили к Нему и младенцев» (τὰ βρέφη — детей самого раннего возраста).
«Подозвав их, сказал...» В русском переводе, по-видимому, речь об учениках, но, как видно из греческого текста, зов Христа был обращен к самим малюткам (προσεκαλέσατο αὐτά), а речь («сказал») — к ученикам.
Лк 18:18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Лк 18:19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
Лк 18:20. знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
Лк 18:21. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
Лк 18:22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
Лк 18:23. Он же, услышав сие, опечалился, потому чтобыл очень богат.
Лк 18:24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Лк 18:25. ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Лк 18:26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
Лк 18:27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Лк 18:28. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
Лк 18:29. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
Лк 18:30. и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
Беседа об опасности богатства приведена у евангелиста Луки согласно с Марком (Мк 10:17−31). Евангелист Матфей приводит эту беседу с некоторым дополнением ответа Петру (Мф 19:16−30).
«Некто из начальствующих» (стих 18; ἄρχων τις) — может быть, предстоятель синагоги. Это определение собеседнику Христа сообщает только один евангелист Лука.
Лк 18:31. Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
Лк 18:32. ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
Лк 18:33. и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
Лк 18:34. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
Лк 18:35. Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
Лк 18:36. и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
Лк 18:37. Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
Лк 18:38. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Лк 18:39. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
Лк 18:40. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
Лк 18:41. чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
Лк 18:42. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
Лк 18:43. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Предсказание Христа о Своей смерти и исцеление слепца близ Иерихона евангелист Лука передает, следуя Марку (Мк 10:32−34,46−52).
«Совершится все написанное чрез пророков» (стих 31). Это прибавление евангелиста Луки, т.е., скорее всего, пророчества Захарии (Зах 11 и сл.; Зах 12:10; ср. Ис 53).
«Они ничего: не поняли» (стих 34), т.е. не могли представить себе, как может быть умерщвлен Мессия (ср. Лк 9:45).
«Когда же подходил Он к Иерихону» (стих 35). Исцеление слепца, таким образом, согласно Евангелию от Луки совершилось перед входом Господа в город, а согласно Марку и Матфею — по выходе из города. Это противоречие можно объяснить тем, что в то время Господь исцелил двух слепцов, как и сообщает евангелист Матфей (Мф 20:30) — одного перед входом в Иерихон, а другого — по выходе из этого города. О первом и сообщает евангелист Лука.
комментарии Лопухина на евангелие от Луки, 18 глава