12:2 не должно делать в субботу В действительности закон не запрещает собирать в субботу зерно для пищи. Собирать в пригоршни зерно с соседского поля для удовлетворения голода было вполне разрешено (Втор 23:25). Что на самом деле было запрещено, так это работа в субботу ради прибыли. Таким образом, фермер не мог собирать урожай в субботу с целью получения прибыли, но мог собрать лишь немного зерна для употребления в пищу.
12:3 Он же сказал им Ответ Иисуса в ст. 3−8 указывает, что закон о субботе не воспрещает удовлетворения естественных потребностей (ст. 3,4); служения Богу (ст. 5,6); дел милосердия (ст. 7,8). Он вновь подтвердил, что суббота была сделана для блага человека и для славы Божьей. Она никогда не предназначалась быть ярмом рабства для Божьего народа (Мк 2:27). См. пояснение к Лк 6:9.
12:4 хлебы предложения Священные хлебы предложения — 12 хлебов, пекущихся каждую субботу, которые должны были есть только священники (Лев 24:5−9). Бог не был оскорблен поступком Давида, совершенным для удовлетворения естественной нужды, когда его люди страдали от голода (1Цар 21:4−6). См. пояснения к Мк 2:26; Лк 6:30.
12:5 нарушают субботу, однако невиновны Т.е. священники должны были делать свою работу в субботу, доказывая тем самым, что некоторые аспекты субботних ограничений являются не незыблемыми духовными абсолютами, а только лишь указаниями, которые касаются церемониальных особенностей закона.
12:6 больше храма Это прямое заявление Христа о Своей Божьей сущности. Господь Иисус был воплощением Бога — Божьим жилищем в человеческом теле — намного превосходящим строение, которое Бог просто посещал.
12:7 милости хочу, а не жертвы Цитата из Ос 6:6. См. пояснение к 9:13.
12:8 Сын Человеческий есть господин и субботы Христос имел исключительную привилегию господствовать не только над человеком установленными субботними правилами, но и над субботой как таковой, которая была установлена для служения Богу. И опять это являлось красноречивым заявлением Христа о Своей Божьей природе — что и привело в ярость фарисеев (ст. 14).
12:10 можно ли исцелять в субботы? Иудейские обычаи запрещали применение медицины в субботу за исключением тех случаев, когда в опасности находилась чья-либо жизнь. Но ни один закон Ветхого Завета не запрещает применения медицины, исцеления или совершения каких-либо других дел милосердия в субботу. Всегда законно делать добро.
12:15 исцелил их всех См. пояснение к 9:35. На протяжении всей истории Ветхого Завета не было такого человека, который являл бы такую огромную исцеляющую силу. Физические исцеления были очень редким явлением в Ветхом Завете. Христос решил показать Свою природу Бога, исцеляя, воскрешая мертвых и освобождая людей от бесов. Это не только демонстрировало власть Мессии над физической и духовной сферами жизни, но в этом также проявлялось сострадание Бога к грешникам. См. пояснение к Ин 11:35.
12:16 и запретил им объявлять о Нем См. пояснение к 8:4. Здесь Христос озабочен потенциальным фанатизмом тех, которые могли попытаться сделать из Него героя-освободителя, образ которого создали раввины из пророчеств о Мессии (см. пояснение к ст. 18).
12:18 Се, отрок Мой Стихи 18−20 взяты из Ис 42:1−4, чтобы продемонстрировать (в противоположность типичным для первого века ожиданиям раввинов), что Мессия придет не с какими-либо политическими программами, военными кампаниями, а с кротостью и смирением, провозглашая праведность даже для язычников.
12:19 не воспрекословит, не возопиет Мессия не будет возбуждать революцию или силой прокладывать себе дорогу к власти.
12:20 трости надломленной… льна курящегося Тростник использовался пастухами для изготовления маленького музыкального инструмента. Изношенный или однажды надломленный, он был уже бесполезен. Коптящий фитиль также был бесполезен, так как не давал света. Эти символы обозначают людей, которых мир считает бесполезными. Труд Христа заключается в том, чтобы «восстановить» и «вновь зажечь» таких людей, а не «ломать» или «гасить» их. Это говорит о Его нежном сострадании к самым заблудшим. Он пришел не для того, чтобы поднять сильных на революцию, но чтобы проявить милосердие к самым немощным. Ср. 1Кор 1:26−29.
12:23 Сын Давидов См. пояснение к 1:1.
12:24 веельзевула См. пояснение к 10:25. После всех проявлений Иисусом Своей сущности Бога, фарисеи объявили о том, что Он был от сатаны. Это заявление было совершенно противоположно истине, и они это знали (см. пояснение к ст. 31; ср. 9:34; Мк 3:22; Лк 11:15).
12:28 достигло до вас Царствие Божие Именно так и было. Царь был среди них, являя Свое могущество. Он показал его, демонстрируя Свою способность связывать сатану и его бесов (ст. 29).
12:31 хула на Духа Грех, которому Он противостоял, состоял в умышленном отвержении фарисеями того, что они знали от Бога (ср. Ин 11:48; Деян 4:16). Они не могли отвергать того, что совершал Святой Дух через Него, поэтому они приписывали сатане действия, которые (и они это знали) были Божьими (ст. 24; Мк 3:22).
12:32 простится ему Кто-либо, никогда не видевший проявлений Божьей силы Христа и никогда не находившийся рядом с Ним, мог отвергать Его в своем неведении и быть прощен — через признание в неверии и через истинное покаяние. Даже такому фарисею, как Савл из Тарса, может быть прощено «слово на Сына Человеческого» или преследование Его последователей, так как его действие происходило от неведения (1Тим 1:13). Но те, кто знает, что Его слова истинны, и тем не менее отвергает Его, грешат против Духа Святого, поскольку именно Дух Святой свидетельствует о Христе и делает Его истину известной нам (Ин 15:26; 16:14,15). Нет прощения тем фарисеям, которые своими глазами видели Его чудеса, знали истинность Его слов, но по-прежнему хулили Духа Святого, так как они уже отвергли все возможные откровения. См. пояснения к Евр 6:4−6; 10:29.
12:36 всякое праздное слово Кажущееся самым незначительным грехом малейшее движение языка несет в себе скрытое адское зло (ср. Иак 3:6). За праздные слова, даже если в них отсутствует поругание святости Божьей, каждый человек даст Богу полный отчет. Нет более верного признака, по которому можно определить «худое дерево», чем «худой плод» речи (ст. 33,35). Ядовитые змеи были известны своими ядовитыми устами, изобличающими злые сердца (ст. 34; Лк 6:45). О каждом человеке судят по его словам, потому что они показывают состояние его сердца.
12:38 хотелось бы нам видеть от Тебя знамение Они надеялись увидеть великое знамение (Лк 11:16). Но вместо этого Он приводит им «знамение» из Писания. См. пояснения к 16:1; 21:21.
12:39 род лукавый и прелюбодейный Здесь говорится о духовном блуде — неверности Богу (ср. Иер 5:7,8).
12:40 три дня и три ночи Цитата из Иона 2:1. Это выражение — широко распространенный прием, использовавшийся для того, чтобы подчеркнуть пророческое значение данного промежутка времени. Такое выражение, как «сорок дней и сорок ночей» (см. пояснение к 4:2), иногда может просто обозначать промежуток времени более месяца. «Три дня и три ночи» — так говорилось о трех днях, чтобы подчеркнуть значение этого промежутка времени, а по иудейскому исчислению это подходящий способ обозначения периода времени, включающего в себя части трех дней. Так, Христос был распят в пятницу, а Его Воскресение произошло в первый день недели, что по еврейскому исчислению определяется как три дня и три ночи. Для определения времени смерти Христа были разработаны различные сложные схемы, согласно которым Христос был распят в среду или четверг. Ошибка была допущена потому, что выражение «три дня и три ночи» воспринималось буквально. Знание подлинного значения данного выражения не потребовало бы такого неверного толкования. См. пояснение к Лк 13:32.
12:41 Ниневитяне… покаялись См. пояснения к Иона 3:5−10. Покаяние ниневитян под воздействием проповеди Ионы было одним из наиболее выдающихся духовных возрождений за всю историю. Некоторые предполагали, что покаяние ниневитян прекратилось из-за недостатка спасающей веры, так как следующее поколение снова обратилось к языческим богам (ср. Наум 3:7,8). Но из слов Иисуса становится ясно, что покаяние при Ионе являлось истинным обращением ко спасению. Только вечность откроет, сколько душ из того одного поколения в результате своего обращения попали в Царствие Небесное.
12:42 Царица южная См. 3Цар 10:1−13. Царица Савская пришла, чтобы увидеть славу Соломона (см. пояснение к 6:29) и со временем поняла, что это слава Соломонова Бога (3Цар 10:9).
12:45 и бывает для человека того последнее хуже первого Проблема состоит в том, что злой дух найдет дом «незанятым» (ст. 44). Здесь говорится о тех, кто предпринимает попытку духовной реформы, не имея Духа Святого внутри своего «дома». Изменение без возрождения не даст результата и в итоге приведет к прежнему состоянию.
12:46 братья Это единокровные братья Иисуса. Матфей умышленно упоминает их вместе с Марией, подчеркивая тем самым, что они не были Его кузенами или сыновьями Иосифа от предыдущего брака, как предполагали некоторые отцы церкви. Его братья упоминаются во всех Евангелиях (Мк 3:31; Лк 8:19−21; Ин 7:3−5). Матфей и Марк упоминают имена четырех братьев Иисуса и говорят, что у Него были также и сестры (13:55; Мк 6:3).
12:48,49 Он не отрекался от Своей земной семьи (Ин 19:26,27). Скорее Он подчеркивал превосходство и вечность духовного родства (ср. 10:37). Кроме того, Его собственная семья нуждалась в Нем как в Спасителе (ср. Ин 7:5).
12:50 будет исполнять волю Отца Моего Небесного В этом месте не говорится о спасении делами. Исполнение воли Божьей является основанием для спасения по благодати. См. пояснения к 7:21−27.
комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Матфея, 12 глава